Автор Тема: Константин Паустовский - Книга о жизни  (Прочитано 971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Константин Паустовский - Книга о жизни.


Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #1 : 02 Июнь 2021, 10:59:49 »
И второе - уже о Паустовском, не понравилось: "честного и прилипчивого старика" -  резануло, я сначала и не заметила. Но такое в первый раз в книге.

Мне про старика нормально - нейтральное впечатление, вполне такого представляю.
Меня гораздо больше задело, что история про любимую девушку, умершую от холеры, оказалась выдуманной.


Мне показалось, что так на него в детстве повлияла история, которую пели лирники и рассказывал дед, когда он гостил у бабушки с дедушкой ( бабушка турчанка, дед из рода запорожских казаков: "Когда Запорожская Сечь при Екатерине Второй была разогнана, часть казаков поселили по берегам реки Рось, около Белой Церкви. Казаки неохотно сели на землю. Буйное их прошлое еще долго докипало в крови. Даже я, родившийся в конце девятнадцатого века, слышал от стариков рассказы о кровавых сечах с поляками, походах «на Туретчину», об Уманской резне и чигиринских гетманах"...)

А из дедовских рассказов нам больше всего нравилась история лирника Остапа.
Я не знаю, видели ли вы когда-нибудь украинскую лиру. Сейчас, должно быть, ее можно найти только в музее. Но в те времена не только на базарах в маленьких городках, но и на улицах самого Киева часто встречались слепцы-лирники.
Они шли, держась за плечо босоногого маленького поводыря в посконной рубахе. В холщовой торбе у них за спиной были спрятаны хлеб, лук, соль в чистой тряпочке, а на груди висела лира. Она напоминала скрипку, но к ней были приделаны рукоятка и деревянный стержень с колесиком.
Лирник вертел рукоятку, колесико кружилось, терлось о струны, и они жужжали на разные лады, будто вокруг лирника гудели, аккомпанируя ему, добрые ручные шмели.
Лирники почти никогда не пели. Они говорили певучим речитативом свои думки, «псальмы» и песни. Потом замолкали, долго слушали, как жужжит-затихает лира, и, глядя перед собой незрячими глазами, просили милостыню.
Просили они ее совсем не так, как обыкновенные нищие. Я помню одного лирника в городе Черкассах. «Киньте грошик, – говорил он, – слепцу и хлопчику, потому что без того хлопчика слепец заплутается и не найдет дорогу после своей кончины в божий рай».
Я не помню ни одного базара, где бы не было лирника. Он сидел, прислонившись к пыльному тополю. Вокруг него теснились и вздыхали жалостливые бабы, бросали в деревянную миску позеленевшие медяки.[/i]


Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #2 : 02 Июнь 2021, 11:03:00 »
И вот история:

Историю лирника Остапа я знал почти наизусть.

– Случилось то в селе Замошье, под городом Васильковом, – рассказывал дед. – Остап был в том селе ковалем. Кузня его стояла на выезде под черными-пречерными вербами по-над самой рекой. Не знал Остап неудачи – ковал коней, гвозди, ковал оси для чумацких возов.

Как-то к летнему вечеру раздувал Остап угли в кузне, а на дворе прошла в тот час гроза, раскидала по лужам листья, повалила трухлявую вербу. Раздувал Остап угли и вдруг слышит – топают ногами горячие кони, останавливаются около кузни. И чей-то голос – женский, молодой – зовет коваля.
Вышел Остап и замер: у самых дверей кузни пляшет черный конь, а на нем женщина небесной красоты, в длинном бархатном платье, с хлыстом, с вуалькой. Глаза ее смеются из-под вуальки. И зубы смеются. А бархат на платье мягкий, синий, и блискавятся на нем капли – падают после дождя с черных верб на ту женщину. И рядом с ней на другом коне – молодой офицер. В ту пору в Василькове стоял полк улан.
«Коваль, голубчик, – говорит женщина, – подкуй мне коня, потеряла подкову. Очень скользкая дорога после грозы».
Женщина сошла с седла, села на колоду, а Остап начал ковать коня. Кует и все поглядывает на женщину, а она вдруг сделалась такая смутная, откинула вуаль и тоже смотрит на Остапа.
«Не встречал я вас до сей поры, – говорит ей Остап. – Не из наших вы, мабудь, мест?»
«Я из Петербурга, – отвечает женщина. – Очень хорошо ты куешь».
«Что подковы! – говорит ей тихо Остап. – Пустое дело! Я для вас могу сковать из железа такую вещь, что нету ее ни у одной царицы на свете».
«Какую же это вещь?» – спрашивает женщина.
«Что хотите. Вот, к примеру, я могу сковать самую тонкую розу с листьями и шипами».
«Хорошо! – так же тихо отвечает женщина. – Спасибо, коваль. Я за ней через неделю приеду».
Остап помог ей сесть в седло. Она подала ему руку в перчатке, чтобы опереться, и Остап не удержался – жарко прильнул к той руке. Но не успела она отдернуть руку, как офицер ударил Остапа наотмашь хлыстом поперек лица и крикнул: «Знай свое место, мужик!»
Кони взвились, поскакали. Остап схватил молот, чтобы кинуть в того офицера. Но не сдужил. Ничего не видит кругом, кровь по лицу льется. Повредил ему офицер один глаз.
Однако перемогся Остап, шесть дней работал и сковал розу. Смотрели ее разные люди, говорили, что такой работы не было, должно быть, даже в итальянской земле.
А на седьмой день ночью кто-то тихо подъехал к кузне, сошел с коня, привязал его к пряслу.
Остап боялся выйти, показать свое лицо, – закрыл руками глаза и ждал.
И слышит легкие шаги и дыхание, и чьи-то теплые руки обнимают его, и падает ему на плечо одна-единственная ее слеза.
«Знаю, все знаю, – говорит женщина. – Сердце у меня изболелось за эти дни. Прости, Остап. Из-за меня случилась твоя великая беда. Я прогнала его, моего жениха, и уезжаю теперь в Петербург».
«Зачем?» – спрашивает Остап тихо.
«Милый мой, сердце мое, – говорит женщина, – все равно не дадут нам люди счастья».
«Ваша воля, – отвечает Остап. – Я простой человек, коваль. Мне о вас думать – и то радость».
Взяла женщина розу, поцеловала Остапа и уехала шагом. А Остап вышел на порог, глядел ей вслед, слушал. Два раза останавливала женщина коня. Два раза хотела вернуться. Но не вернулась. Звезды играли над ярами, падали в степь, будто само небо плакало над их любовью. Так-то, хлопчик!

В этом месте дед всегда замолкал. Я сидел, боясь пошевелиться. Потом я спрашивал шепотом:
– Так они и не виделись больше?
– Нет, – отвечал дед. – Это верно, не виделись. Остап начал слепнуть. Надумал он дойти тогда до Петербурга, чтобы увидеть ту женщину, пока он еще не совсем ослеп. Дошел он до царской столицы и узнал, что она умерла, – мабудь, не выдержала разлуки. Нашел Остап на кладбище ее могилу из белого мрамора-камня, глянул, и сердце у него сорвалось – на камне лежала его железная роза. Завещала та женщина положить розу на ее могилу. Навеки. А Остап начал лирничать и, мабудь, так и помер на шляху или на базаре под возом. Аминь!

И дальше, во время чтения, у меня все время было чувство, что легенда эта стала для него образцом истинной любовной истории - обязательно все должно быть трагично, прекрасно и грустно, героиня непременно умирает - от чахотки, от лихорадки, от толченого стекла, подсыпанного в еду.. герой страдает всю жизнь, ходит к ней на могилу, иногда сам умирает от горя... слепнет и становится лирником.

В первый раз не умирает Лиза, его юношеское романтическое увлечение в Крыму, но она уезжает, он уезжает, он пишет ей письмо и не отправляет - конец истории должен быть грустным, непременно, иначе какая же это любовь. Паустовский, мне кажется, истинный созерцатель красоты, и все должно для него следовать неким тайным законам красоты, в том числе и неким схемам, которые выстроились еще в детстве.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #3 : 02 Июнь 2021, 11:18:11 »
И еще одна история, которая утвердила меня в этой мысли, даже не сама по себе, а комментарий к ней, который добавлен в книге на сайте, посвященном творчеству Паустовского (в тeксте книги на флибусте, например, этого комментария нет):
"Начало истории - правда, а трагическое ее завершение - фантазия. Русская королева Таиланда дожила до старости".  :)
Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/kniga-o-zhizni/dalekie-gody_16.htm

На одном балу желтолицый принц Чакрабон увидел Весницкую. Она танцевала вальс, так же как на катке, перекинув косы себе на грудь и надменно поглядывая из-под полуопущенных век синими глазами. Принц был очарован. Маленький, раскосый, с блестящими, как вакса, волосами, он влюбился в Катюшу. Он уехал в Сиам, но вскоре вернулся в Киев инкогнито и предложил Катюше стать его женой. Она согласилась.
Смятение охватило киевских гимназисток. Все в один голос говорили, что на ее месте они бы ни за что не могли выйти замуж за азиата, хотя бы и сына короля.
Катюша уехала в Сиам. Сиамский король вскоре умер от какой-то тропической болезни. Вслед за ним умер от такой же болезни первый наследный принц.
Муж Катюши был вторым сыном короля. У него было очень мало надежды на сиамский престол. Но после смерти брата он оказался единственным наследником и неожиданно стал королем. Так веселая киевская гимназистка Весницкая сделалась сиамской королевой.
Придворные ненавидели королеву-иностранку. Ее существование нарушало традиции сиамского двора.
В Бангкоке по требованию Катюши провели электрическое освещение. Это переполнило чашу ненависти придворных. Они решили отравить королеву, поправшую древние привычки народа. В пищу королеве начали постепенно подсыпать истертое в тончайший порошок стекло от разбитых электрических лампочек. Через полгода она умерла от кровотечения в кишечнике.
На могиле ее король поставил памятник. Высокий слон из черного мрамора с золотой короной на голове стоял, печально опустив хобот, в густой траве, доходившей ему до колен. Под этой травой лежала Катюша Весницкая – молодая королева Сиама.
(Начало истории - правда, а трагическое ее завершение - фантазия. Русская королева Таиланда дожила до старости)
С тех пор каждый раз, когда я попадал на каток, я вспоминал Катюшу и капельмейстера, игравшего вальс «Невозвратное лето», и как она стряхивала варежкой снег со своего лба и бровей, и ее коньки из синей стали – коньки из города Галифакса. В нем жили простодушные отставные моряки. Вот рассказать бы этим старикам историю Весницкой. Сначала они открыли бы от изумления рты, потом покраснели бы от гнева на придворных и долго бы качали головами, сокрушаясь над превратностью человеческой судьбы.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #4 : 02 Июнь 2021, 19:12:58 »
Вот тут, если интересно, изложена реальная история Десницкой:
https://histrf.ru/read/articles/katia-zhiena-printsa-i-mat-printsa-siama

Была вторично замужем за американским инженером, вместе с ним уехала жить в Париж, где ее жизнь закончилась в 1960, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В Киеве она, действительно, жила и училась в гимназии, но после смерти матери уехала к тетке в Петербург, и именно там познакомилась с сиамским принцем, и не на катке, а на балу.
А уже после знакомства с ним, до их свадьбы, она побывала на фронте на русско-японской войне, медсестрой (училась на курсах добровольных медсестер в госпитале императрицы Марии Федоровны). награждена тремя наградами, в том числе Георгиевским крестом. Екатерина Десницкая стала одной из четырех женщин, получивших этот знак отличия во время Русско-японской войны.

(Понятия не имела обо всем этом, но произвела решерширование, как только прочла у Паустовского).

Оффлайн Papa Kot

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4887
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #5 : 02 Июнь 2021, 22:10:58 »
...
В первый раз не умирает Лиза, его юношеское романтическое увлечение в Крыму, но она уезжает, он уезжает, он пишет ей письмо и не отправляет - конец истории должен быть грустным, непременно, иначе какая же это любовь. Паустовский, мне кажется, истинный созерцатель красоты, и все должно для него следовать неким тайным законам красоты, в том числе и неким схемам, которые выстроились еще в детстве.



Я с этой точки зрения не думал смотреть. Может быть все действительно так.
Только те, кто читал его историю, воспринимали ее, как истинную правду. Я вот тоже, пока читал, был уверен, что все так и было, а потом узнал правду ... И это вызвало определенную досаду и неприятие. Все-таки история кузнеца - это, сразу бросается в глаза, явно "красивая картинка".
А вот смерть Лели - так все это жизненно описано...

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #6 : 02 Июнь 2021, 22:39:22 »
Написано по тому же лекалу: они любили друг друга, но она умерла (от черной оспы).

Произведение художественное, но к нему, действительно относишься как жизнеописанию, согласна.

Еще он немножко путается в хронологии, мне показалось, когда в разных книгах пишет о родителях.

И вот еще - тут уже просто мое ощущение, я доказать никак не могу, но мне все время казалось, что он преувеличивает, когда описывает, как после ухода отца из семьи родители разом охладели к нему и практически бросили на произвол судьбы. Есть там чуть больше трагедии и немного больше самолюбования, чем хотелось бы. И, чудится мне довольно большая доля художественного вымысла и застарелая детская обида. Не поручусь, что я права, но постоянно ловила себя на этой мысли.

Оффлайн Papa Kot

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4887
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #7 : 02 Июнь 2021, 23:03:21 »
Я про отца совсем забыл, про его уход. Видимо, меня этот случай за душу не схватил.
А, сколько ему в это время лет было?
Вот, когда читал воспоминания Водовозовой, то очень много бытовых и психологических мелочей врезалось в память.
Паустовский, как ни странно, не так сильно запомнился, хотя писал он, безусловно, лучше.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #8 : 02 Июнь 2021, 23:20:02 »
Я про отца совсем забыл, про его уход. Видимо, меня этот случай за душу не схватил.
А, сколько ему в это время лет было?

Подростком был. И там странно - очень хорошая семья, о которой он пишет много в первой книге вдруг превращается в холодных равнодушных людей, с отцом он почти не видится, мать забирает двоих детей в Москву, один из братьев остается в Киеве (кажется, он уже поступил в институт) и живет уроками, а Константина отправляют к дяде под Брянск, там его очень любят.

И вот он сам(!) через год списывается со своей гимназией, спрашивают примут ли его назад, его классный наставник обещает помочь ему с уроками (чтобы жить самостоятельно, на свои деньги) и с квартирой. Первое время он живет в комнате брата, которую тот снимает.

Отец и мать не проявляют к нему почти никакого интереса, мать озабочена только деньгами, отец мечется по стране, переходит с работы на работу, и даже когда живет в Брянске (а сын, кажется уже гостит у дяди), видится с ним только раз..

И никому до него нет дела. Очень резкий перепад, в который невозможно так сразу поверить.

И вот Паустовский учится в гимназии, хорошо учится, живет уроками, снимает комнату. И только в выпускном классе его бабушка, которая занимает флигель дома своей дочери, прeдлагает ему поселится в одной из комнат этого флигеля. И как только он перезжает к ней, снова необыкновенно любит его, печет ему пирожные-"мазурки", ведет беседы.. Где же бабушка была до этого? Может быть, еще не перехала в Киев сама?

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #9 : 02 Июнь 2021, 23:35:03 »
Вот, это из более раннего детства, еще все хорошо, Пасха у той самой бабушки, она тогда живет в Черкассах.

Однажды, я помню, была поздняя пасха. В Черкассах уже зацвели сады. Мы приехали из Киева на пароходе. Потом из Москвы приехала тетя Надя.
Я любил пасху, но боялся предпасхальных дней, потому что меня заставляли часами растирать миндальные зерна или взбивать ложкой белки. Я уставал от этого и даже втихомолку плакал,
Кроме того, перед пасхой в бабушкином доме начинался беспорядок. Женщины в подоткнутых юбках мыли фикусы, рододендроны, окна и полы, выбивали ковры и мебель, чистили медные ручки на дверях и окнах. Нас вечно гоняли из комнаты в комнату. После уборки происходило священнодействие - бабушка делала тесто для куличей, или, как их называли у нас в семье, для "атласных баб". Кадку с желтым пузырчатым тестом укутывали ватными одеялами, и пока тесто не всходило, нельзя было бегать по комнатам, хлопать дверьми и громко разговаривать. Когда по улице проезжал извозчик, бабушка очень пугалась: от малейшего сотрясения тесто могло "сесть", и тогда прощай высокие ноздреватые куличи, пахнущие шафраном и покрытые сахарной глазурью!
Кроме куличей, бабушка пекла множество разных "мазурок" -сухих пирожных с изюмом и миндалем. Когда противни с горячими "мазурками" вынимали из печки, дом наполнялся такими запахами, что даже дедушка начинал нервничать в своем мезонине. Он открывал дверь и заглядывал вниз, в гостиную, где был уже накрыт тяжелыми скатертями длинный мраморный стол.
В страстную субботу в доме наконец воцарялись прохладная чистота и тишина. Утром нам давали по стакану жидкого чая с сухарями, и потом уже весь день до разговения после заутрени мы ничего не ели. Этот легкий голод нам нравился. День казался очень длинным, в голове чуть позванивало, а требование бабушки поменьше болтать настраивало нас на торжественный лад.
В полночь мы отправлялись к заутрене. Меня одевали в матросские длинные брюки, в матросскую курточку с золотыми пуговицами и больно причесывали щеткой волосы. Я смотрел на себя в зеркало, видел страшно взволнованного румяного мальчика и был очень доволен.
Из своих комнат выходила тетушка Евфросиния Григорьевна. Она одна не принимала участия в праздничных приготовлениях. Она всегда болела, редко разговаривала и только ласково улыбалась в ответ на нашу веселую болтовню.
Она выходила в глухом синем платье, с золотой цепочкой от часов на шее и красивым бантом, приколотым к плечу. Мама объяснила мне, что этот бант называется "шифром", что это награда за образцовое окончание института, где тетушка Евфросиния Григорьевна училась.
Мама надевала свое праздничное серое платье, а отец - черный костюм с белым жилетом.
Потом появлялась бабушка - торжественная и красивая, вся в черном шелку, с искусственным цветком гелиотропа, приколотым к корсажу. Ее седые гладкие волосы были видны из-под кружевной наколки. Платье ее шуршало, и двигалась она легко,-бабушка молодела в эту ночь.
Она зажигала лампадки, после этого натягивала черные кружевные перчатки, и отец подавал ей мантилью с широкими завязками из лент.
- Вы, конечно, не пойдете к заутрене? - любезно, но холодно спрашивала его бабушка.
- Нет, Викентия Ивановна,- отвечал отец улыбаясь.- Я прилягу немного. Меня разбудят, когда вы вернетесь из церкви.
- Ох,- говорила бабушка и вздергивала плечами, поправляя мантилью,- У меня одна надежда, что богу надоели ваши шутки и он махнул на вас рукой.
- Я тоже сильно рассчитываю на это,- учтиво отвечал отец.
[/i]

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #10 : 02 Июнь 2021, 23:54:14 »
И это еще до распада семьи. Они все гостят на даче у дяди Коли под Брянском.
Известие о смерти Чехова.

В это утро на крокетной площадке было, как всегда, очень шумно. Потом послышался стук колес. К даче дяди Коли подкатил тарантас. Кто-то крикнул: "Володя Румянцев приехал!" Никто не обратил на это внимания: все привыкли к частым отъездам и возвращениям Володи. Через минуту появился Володя. Он шел к нам в пыльном балахоне, в сапогах. Лицо у него было сморщено, будто он собирался заплакать. В руке он держал газету.
- Что такое? - испуганно спросил его дядя Коля.
- Чехов умер.
Володя повернулся и пошел обратно на дачу. Мы побежали за ним. Дядя Коля отобрал у Володи газету, прочел ее, бросил на стол и ушел к себе в комнату. Встревоженная тетя Маруся ушла вслед за ним. Павля снял пенсне и долго протирал его носовым платком.
- Костик,- сказала мне мама,- пойди на реку, позови папу. Пусть хоть сейчас он бросит эту свою рыбную ловлю.
Она сказала это так, будто отец уже мог знать о смерти Чехова, но по легкомыслию своему не придавал этому значения и не огорчался.
Я обиделся за отца, но все же пошел на реку. Со мной пошел и Глеб Афанасьев. Он неожиданно стал очень серьезным.
- Да, Костик!..- сказал он мне по дороге и тяжело вздохнул.
Я сказал отцу, что умер Чехов. Отец сразу осунулся и сгорбился.
- Ну вот,- сказал он растерянно,- как же это так... Не думал я, что переживу Чехова...
Мы возвращались мимо крокетной площадки. На ней валялись брошенные молотки и шары. В липах шумели птицы, сквозило солнце, падало зелеными пятнами на траву.
Я уже читал Чехова и очень его любил. Я шел и думал, что такие люди, как Чехов, никогда не должны умирать
Через два дня Володя Румянцев уехал в Москву на похороны Чехова. Мы: провожали его до станции Синеверки. Володя вез корзину с цветами, чтобы положить их на чеховскую могилу. Это были обыкновенные полевые цветы. Мы собрали их в лугах и в лесу. Мама упаковала их, переложила сырым мхом и прикрыла мокрой холстиной. Мы старались нарвать побольше деревенских цветов, потому что были уверены, что их любил Чехов. Мы собрали много купены, гвоздики, золототысячника и ромашки. Только тетя Маруся нарезала в парке немного жасмина.
Поезд отошел вечером. Из Синезерок мы возвращались в Ревны пешком и пришли домой только на рассвете. Молодой месяц низко висел над лесом, и нежный его свет блестел в дождевых лужах. Недавно прошел дождь. Пахло мокрой травой. В парке куковала запоздалая кукушка. Потом луна зашла, загорелись звезды, но их скоро закрыл рассветный туман. Он долго шуршал, стекая с кустов, пока не взошло и не пригрело землю спокойное солнце.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #11 : 03 Июнь 2021, 22:19:31 »
О Северянине. Понравилось воспоминание, но в заключительном абзаце очень развеселил штамп "В стихи его вошел чистый воздух наших полей" )) Ну, конечно, или "ветер полей в стихи вошел", или о фальши рассуждать (на мой слух так, во всяком случае. Бог его знает, может, фальшь мне в полях этих и примерещилась).


Однажды в дождливый темный день в мой вагон вошел на Екатерининской площади пассажир в черной шляпе, наглухо застегнутом пальто и коричневых лайковых перчатках. Длинное, выхоленное его лицо выражало каменное равнодушие к московской слякоти, трамвайным перебранкам, ко мне и ко всему на свете. Но он был очень учтив, этот человек,- получив билет, он даже приподнял шляпу и поблагодарил меня. Пассажиры тотчас онемели и с враждебным любопытством начали рассматривать этого странного человека. Когда он сошел у Красных ворот, весь вагон начал изощряться в насмешках над ним. Его обзывали "актером погорелого театра" и "фон-бароном". Меня тоже заинтересовал этот пассажир, его надменный и вместе с тем застенчивый взгляд, явное смешение в нем подчеркнутой изысканности с провинциальной напыщенностью.
Через несколько дней я освободился вечером от работы и пошел в Политехнический музей на поэзо-концерт Игоря Северянина.
"Каково же было мое удивление", как писали старомодные литераторы, когда на эстраду вышел мой пассажир в черном сюртуке, прислонился к стене и, опустив глаза, долго ждал, пока не затихнут восторженные выкрики и аплодисменты.
К его ногам бросали цветы - темные розы. Но он стоял все так же неподвижно и не поднял ни одного цветка. Потом он сделал шаг вперед, зал затих, и я услышал чуть картавое пение очень салонных и музыкальных стихов:
Шампанское - в лилию, в шампанское - лилию! Ее целомудрием святеет оно! Миньон с Эскамильо, Миньон с Эскамильо! Шампанское в лилии - святое вино!
В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имевших смысла. Язык существовал только как музыка. Больше от него ничего не требовалось. Человеческая мысль превращалась в поблескивание стекляруса, шуршание надушенного шелка, в страусовые перья вееров и пену шампанского.
Было дико и странно слышать эти слова в те дни, когда тысячи русских крестьян лежали в залитых дождями окопах и отбивали сосредоточенным винтовочным огнем продвижение немецкой армии. А в это время бывший реалист из Череповца, Лотарев, он же "гений" Игорь Северянин, выпевал, грассируя, стихи о будуаре тоскующей Нелли.
Потом он спохватился и начал петь жеманные стихи о войне, о том, что, если погибнет последний русский полководец, придет очередь и для него, Северянина, и тогда "ваш нежный, ваш единственный, я поведу вас на Берлин".
Сила жизни такова, что переламывает самых фальшивых людей, если в них живет хотя бы капля поэзии. А в Северянине был ее непочатый край. С годами он начал сбрасывать с себя мишуру, голос его зазвучал человечнее. В стихи его вошел чистый воздух наших полей, "ветер над раздольем нив", и изысканность сменилась лирической простотой: "Какою нежностью неизъяснимою, какой сердечностью осветозарено и олазорено лицо твое".

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #12 : 03 Июнь 2021, 22:36:46 »
О начале войны. Тут параллель и с "Хождением по мукам", и с "Самгиным", и, наверное, много еще с чем.


Как будто гремящее и бурное столетие легло между двумя полосами жизни. Все переместилось. Все сдвинулось, как от внезапного удара. Теперь мы усмехаемся над тем, что раньше казалось нам важным. Мы прощаем себе былое легкомыслие и неумение разбираться в хитросплетениях жизни, в общественных отношениях, в самих себе. Сейчас мы относимся ко всему, что было до семнадцатого года, как к детству, хотя людям моего поколения было в то время уже больше двадцати лет.

Война 1914 года не завладела сознанием так окончательно, как все, что случилось после нее. В России в то время существовала жизнь, которая шла мимо войны. Аудитории Политехнического музея ломились от публики, когда выступали футуристы или Игорь Северянин. Рабиндранат Тагор владел умами. Художественный театр в жестоких муках искал нового Гамлета. В Москве продолжались литературные "среды" в доме писателя Телешова, но писатели на этих "средах" мало говорили о войне. Религиозная философия, богоискательство, символизм, призыв к возрождению эллинской философии - все это существовало рядом с передовой революционной мыслью и пыталось завладеть умами.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #13 : 03 Июнь 2021, 23:01:04 »
А вот это о Литературных Средах того же года. Не знала, что за "Псальма" у Бунина , а это "Лирник Родион", почудилась было параллель с самим Паустовским, с его лирником Остапом, но перечитала - пожалуй, и не параллель.


Однажды я пробрался на одну из литературных "сред". Писатели собирались в старом особняке в переулке около Грузин.
Я сел в заднем ряду и просидел, не вставая, до конца вечера. Я боялся, что меня заметят и попросят уйти, и чувствовал себя, как безбилетный пассажир, хотя вокруг меня сидело несколько таких же юношей, как и я. Юноши эти держались свободно, и от этого я еще больше смущался.
Лицо у меня горело - впервые я видел так близко писателей. Я не мог избавиться от мысли, что хотя они и одеты в обыкновенные пиджаки и произносят те же самые слова, что и мы, простые смертные, по все же нас отделяет от них огромное расстояние. Имя этому расстоянию - талант, свободное владение мыслью, образом и словом,- все то, что казалось мне в ту пору почти колдовством. На каждого писателя я смотрел, как на прямого наследника Тургенева, Чехова, Толстого, как на хранителя традиций русской поэзии и прозы.
Тогда я никак не мог согласиться с пушкинскими словами, что по временам и писатели и поэты бывают ничтожнее всех "меж людей ничтожных мира". Я не мог отделить писателя от всего им написанного.
Поэтому я с одинаковым волнением смотрел на остриженного по-кучерски Алексея Толстого, на взъерошенного Ивана Шмелева, похожего на землемера, на тишайшего Зайцева и на ледяного Бунина, читавшего глуховатым голосом рассказ "Псальма".



Попривередничала, проверила какого года рассказ - нет, все сходится, Бунин его написал в 13 году. А Горький рыдал над рассказом как ребенок.

(Из комментариев к  "Лирнику Родиону")
Впервые напечатано в газете «Русское слово», М., 1913, № 87 под названием «Псальма», вместе с рассказом «Сказка», под общим заглавием «Псальма и сказка». Заглавие «Лирник Родион» дано рассказу в сборнике «Последнее свидание». Черновой автограф озаглавлен «Псальма про сироту» и датирован: «28 февраля/13 марта 1913 г. Капри».

По свидетельству Н. А. Пушешникова, Бунин читал рассказ Горькому в марте 1913 года н. ст. и «довел его до слез. Во время чтения вставного четверостишия Горький заплакал, встал и стал ходить:
— Вот, черт его дери! — и как бы стыдясь: — Вот и Тургенева не могу читать — реву».

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #14 : 10 Июнь 2021, 10:33:51 »
Вот все никак не выложу, очень нравится, и это "очень Паустовский". В третьей книге, он начинает потихоньку (по необходимости) подвирать и частично подгонять какие-то воспомнинания под "в свете.."- это чувствуется, и от нарочито правильмых фрагментов я отскакиваю, пропускаю, но читаю дальше, это пока никак не может испортить мне удовольствия от книги.

Но вот тут весь он. Хорошо как.

С детских лет одна страсть завладела мной - любовь к природе. Временами она приобретала такую остроту, что пугала моих близких. Когда я возвращался осенью в гимназию из Брянских лесов или из Крыма, у меня начиналась жестокая тоска по прожитому лету. Я худел на глазах и не спал по ночам. Я скрывал это свое состояние от окружающих. Уже давно я убедился, что кроме недоумения, оно ничего не вызывает. Это было как раз то "несерьезное", что, по мнению близких, коренилось во мне и мешало мне жить.

Как я мог объяснить им, что в этом моем ощущении природы было нечто большее, чем удивление перед ее совершенством, что это было не бесцельное любование, а сознание среды, без которой человеку нельзя работать в полную меру сил. Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека.

Оффлайн Papa Kot

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4887
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #15 : 12 Июнь 2021, 17:20:05 »
...

По свидетельству Н. А. Пушешникова, Бунин читал рассказ Горькому в марте 1913 года н. ст. и «довел его до слез. Во время чтения вставного четверостишия Горький заплакал, встал и стал ходить:
— Вот, черт его дери! — и как бы стыдясь: — Вот и Тургенева не могу читать — реву».[/i]

Читал, что Горький очень любил поплакать. Попадались даже специальные статьи, посвященные именно этой его особенности. Над этим посмеивались и часто не воспринимали всерьез.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #16 : 12 Июнь 2021, 20:00:19 »
Читал, что Горький очень любил поплакать. Попадались даже специальные статьи, посвященные именно этой его особенности. Над этим посмеивались и часто не воспринимали всерьез.

Да, я тоже читала, но где, сейчас не вспомню. Ну еще бы, такой весь здоровенный дядька с усами и в шляпе - и любил порыдать.  :)

Оффлайн Papa Kot

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4887
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #17 : 12 Июнь 2021, 22:28:47 »
А ты читала его прозу не связанную с биографией? Я читал только эти воспоминания, а о другом знаю только из предисловий.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #18 : 12 Июнь 2021, 22:48:16 »
А ты читала его прозу не связанную с биографией? Я читал только эти воспоминания, а о другом знаю только из предисловий.
Ну, детские книги его мы, наверное, все читали. А в юности читала "Золотую розу", не помню, всю ли, возможно, выборочно, плохо, что помню ее очень смутно. Мама моя была поклонница этой книги, и бабушка, помню, читала и хвалила какие-то места, книга у нас "зачитаная" была, как бывают зачитаны хорошие домашние книги. С тех пор ни разу к ней не возвращалась. Может, и стоит. Пока читаю дальше "Книгу о жизни". Думаю, может быть, просто и нужно ее не в юности читать, а гораздо позже, вот как я сейчас - получаю удовольствие.

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 16111
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #19 : 12 Июнь 2021, 22:51:33 »
Я у Паустовского почти всё прочла. Его "Повесть о лесах", "Дым отечества", "Мещерскую сторону", "Чёрное море", "Колхиду", "Блистающие облака". И кучу рассказов.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #20 : 12 Июнь 2021, 23:00:36 »
Я у Паустовского почти всё прочла. Его "Повесть о лесах", "Дым отечества", "Мещерскую сторону", "Чёрное море", "Колхиду", "Блистающие облака". И кучу рассказов.

Вызывает уважение. Таня, а что Вам больше всего нравится из прочитанного?

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 16111
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #21 : 12 Июнь 2021, 23:52:30 »
"Повесть о лесах", "Дым отечества", "Мещерская сторона",  "Колхиду", "Блистающие облака". Рассказы.
Вот как-то они мне все нравятся. Каждая книга по-своему.
"Блистающие облака" - это авантюрный роман. С достаточно характерными у Паустовского персонажами.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #22 : 14 Июнь 2021, 23:32:57 »
Уже несколько раз Паустовский описывает, как присутствовал на митингах и заседаниях, где выступал Ленин. Странное ощущение, что он списывает его с кинообразов. Понимаю, что я не права, он работал тогда в газетах, его посылали на эти заседания и митинги, Ленина он, конечно, слышал и видел. Но ни одной мало-мальской новой черточки, все как "отче наш". При этом удивительно - в одной из газет он работает с Гиляровским - как-то у меня даже не связалось сначала - только что с Гиляровским поговорил, а вот уже на митинге Ленина слушает. Воистину расколовшийся мир. А Гиляровского парой фраз нарисовал чудесно, ярко, особенно, надо бы найти цитату.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #23 : 15 Июнь 2021, 20:57:28 »
А Гиляровского парой фраз нарисовал чудесно, ярко, особенно, надо бы найти цитату.


Он написал мне рекомендательное письмо к своему знакомому в редакцию одной из московских газет.
В редакции меня принял лысый человек с лицом старого актера. Он писал в пыльной комнате за столом, заваленным ворохом гранок.
Против него в мягком кресле сидел около стола низенький плотный человек с хитрым веселым глазом, сивыми запорожскими усами, в серой поддевке и мерлушковой папахе. Он был очень похож на Тараса Бульбу.
Лысый прочел письмо Кедрина, сказал: «Жив еще курилка! Погодите минуту», — засунул письмо под кучу гранок и снова начал писать.
Тарас Бульба вынул из кармана поддевки серебряную табакерку, подмигнул на лысого, щелкнул по табакерке пальцем, открыл ее и протянул мне:
— Угощайтесь! Табакерочку эту подарил мне собственноручно генерал Скобелев после Плевны.
Я поблагодарил и отказался. Тарас Бульба ловко насыпал нюхательного табаку на ноготь большого пальца, втянул табак ноздрей и оглушительно чихнул. Запахло сушеными вишнями. Лысый не обратил на Тараса Бульбу никакого внимания.
Тарас Бульба снова по-заговорщицки подмигнул на лысого, взял со стола подкову — ею пользовались, как тяжестью, чтобы прижимать гранки, — и легко разогнул ее в прямую полосу.
Тогда лысый поднял глаза.
— Старые штучки! — сказал он. — Меня вы этим не купите. Война — никаких авансов!
— Вас ждут. — Тарас Бульба показал лысому на меня. — Я только хотел напомнить вам таким образом об этом обстоятельстве. И ничего больше.
— Ну что ж, — сказал лениво лысый и взглянул на меня. — Попробуем. Расскажите нам, что вы из себя представляете. Кстати, меня зовут Михаил Александрович. А это, — он показал на Тараса Бульбу, — король московских репортеров, поэт, бывший борец и актер, знаток московских трущоб, закадычный друг Чехова и Куприна, знаменитый «дядя Гиляй» — Владимир Алексеевич Гиляровский.
Я смутился.
— Ничего, не пугайтесь! — успокоил меня Гиляровский и с такой силой пожал мне руку, что у меня захрустели кости.
Он пошел к дверям. На пороге он обернулся, сказал, кивнув на меня: «Я в него верю» — и вышел, напевая.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #24 : 15 Июнь 2021, 20:59:30 »
Особенно терялся Осоргин, когда в редакцию врывался, перекрывая всех своим гремящим и хрипловатым голосом и табачным кашлем, «король репортеров», вездесущий старик Гиляровский.
— Молокососы! — кричал он нам, молодым газетчикам. — «Энесы»! Трухлявые либералы! О русском народе вы знаете не больше, чем эта дура мадам Кускова. «Же не вэ па, же не сэ па, же не манж па кэ ля репа!» От газетного листа должно разить таким жаром, чтоб его трудно было в руках удержать. В газете должны быть такие речи, чтобы у читателя спирало дыхание. А вы что делаете? Мямлите! Вам бы писать романы о малокровных девицах. Я знаю русский народ. Он вам еще покажет, где раки зимуют!
Осоргин виновато улыбался, а Кускова в сердцах захлопывала дверь своего кабинета. Гиляровский подмигивал на дверь и говорил внятным шепотом:
— Можно, конечно, делать политику и за дамским бюро на паучьих ножках. И проливать слезы над собственной статьей о русском мужике. Да от одного мужицкого слова всех вас хватит кондрашка! Тоже народники! Прощайте! Другим разом зайду. Сейчас что-то неохота с вами балакать.
Он уходил, но в редакции еще некоторое время стояла настороженная тишина, — боялись, как бы старик не вернулся.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 19279
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #25 : 15 Июнь 2021, 21:01:47 »
Этот сивоусый старик в казацком жупане и смушковой шапке олицетворял русский размах, смекалку, лукавство и доброту. Он был не только журналистом, но и поэтом, прозаиком, ценителем живописи и знаменитым московским хлебосолом. Выдумки, экспромты, розыгрыши и шутки переполняли его. Без этого он наверняка бы зачах.
Громогласный этот человек был настоящим ребенком.
Он, например, любил посылать письма по несуществующим адресам в разные заманчивые страны — в Австралию или республику Коста-Рика. Письма, не найдя адресата, возвращались обратно в Москву со множеством цветных наклеек и штемпелей на разных языках.
Старик тщательно рассматривал эти письма и даже нюхал их, будто они могли пахнуть тропическими плодами. Но письма пахли сургучом и кожей.
Кто знает, может быть, эти письма была горестной подменой его мечты о том, чтобы вот так — балагуря, похлопывая по плечу кучеров фиакров в Париже и негритянских королей на берегах Замбези и угощая их нюхательным табачком — совершить поездку вокруг света и набраться таких впечатлений, что от них, конечно, ахнет и окосеет старушка Москва.

Оффлайн Марфенька

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 16584
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #26 : 15 Июнь 2021, 21:06:49 »
Помню эти цитаты - очень яркие.  :good:

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 83998
Re: Константин Паустовский - Книга о жизни
« Ответ #27 : 15 Июнь 2021, 21:09:34 »
Хорошо как написано!
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)