Автор Тема: Музыкальная тема в литературе и поэзии.  (Прочитано 9439 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #30 : 24 Июнь 2014, 17:08:22 »
Из моего дневника.

Поискала свой первый пост о романе «К югу от границы» - и не нашла. Наверное, на другом форуме писала…Писала, что не хотела читать Мураками – я не слишком люблю японскую прозу, но, прочитав, поняла, что его книги вполне могли принадлежать и перу европейца. Кроме имен героев и районов Токио японского не увидела.
А вот вчера, дочитав «Норвежский лес», подумала, что, несмотря на нынешнюю легкость разговоров на темы, касающиеся интимных отношений, все-таки европейские девушки навряд ли позволили бы себе так запредельно откровенно обсуждать все, что с ними происходит…Вот, кажется, это отличает Мураками от европейских авторов.

 Грустная история. Безумно жалко Наоко и ее подругу. Вспомнился Ремарк – несмотря на разницу времени и культуры – много общего. Наследственная шизофрения, обострение которой вызвано семейными переживаниями, неудачным сексуальным опытом, смертью сестры и приятеля.
И почему-то вспомнился Бродский:
площадь. фонтан с рябою
нимфою. скаты кровель.
(покуда я был с тобою,
я видел все вещи в профиль.)
У Мураками:
«Конечно,  если  немножко  повспоминать,  можно  и  лицо  ее  вспомнить.
Маленькие холодные руки, аккуратно причесанные прямые волосы, нежная круглая
мочка  уха,  маленькая черная родинка  прямо под  ней,  стильное  пальто  из
верблюжьей  шерсти,  которое  она  часто  надевала  зимой,  привычка  всегда
смотреть  в  лицо  собеседнику, спрашивая его  о  чем-то,  иногда  отчего-то
дрожащий голос (порой  казалось прямо, будто  она  тараторит  что-то, стоя в
сильный ветер на вершине холма),  если пособирать все  эти  образы, то вдруг
естественным образом всплывает ее лицо.
     Сначала сбоку. Это потому, наверное, что мы всегда ходили с ней  рядом.
Потому я всегда и вспоминаю, как ее лицо выглядело сбоку.»
И совершенно не помню Норвежский лес Битлз – сейчас пойду на ютуб искать. А вот почему-то мне кажется, что к этой книге подходит мелодия клуба одиноких сердец.

The Beatles - Norwegian Wood

Оффлайн Gemma

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12204
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #31 : 24 Июнь 2014, 17:23:46 »
Меня удивляет, как заметны в лице Марии Каллас черты той древней ушедшей расы. Разрез её глаз такой же, как на изображениях времён Древней Греции, высокая переносица. Когда её волосы собраны в узел, то её профиль точно такой же, как на рисунках на античных кувшинах.

Да, она истинная гречанка!! Во всех проявлениях своего вокального и жизненного таланта!
Не уверена, что даже сейчас есть кто-нибудь способный соперничать с нею в умении не просто великолепно петь, но и жить в своём музыкальном образе. Я, во всяком случае, сопоставить её с кем-либо не могу. Если для примера вспомнить исполняемую ею Розину в "Севильском цирюльнике", который, в свою очередь, изначально рождён Бомарше, то эта синьорина совсем непроста и весьма ловкая, что отчётливо прослеживается в её знаменитой каватине:

"Я так безропотна, так простодушна,
Вежлива очень, очень послушна,
И уступаю я, и уступаю я
Всем и во всем, всем и во всем.
Но задевать себя я не позволю
И все поставлю на своем!
Сто разных хитростей,
и непременно
Все будет так, как я хочу!...

Это но по-итальянски ma Посмотрите, как сверкают глаза, меняются вокальные интонации и преображается весь облик певицы, исполняющей эту изумительную арию.

М.Каллас-Ария Розины-1958
Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду. (с)

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 17071
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #32 : 24 Июнь 2014, 19:02:27 »
Да, она истинная гречанка!!
О, эти дивные средиземноморские голоса. Такие глубокие и гибкие у женщин и бархатные у мужчин.
Я в последнее время под огромным влиянием этих голосов и песен. Вот не могу у Каллас найти, как она исполняет греческие песни. Очень было бы интересно послушать.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #33 : 24 Июнь 2014, 19:09:51 »
Жорж Санд читал в подростковом возрасте и напрочь забыл  :think:.  Но вроде, ее самая знаменитая героиня - Консуэло, певица?
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #34 : 24 Июнь 2014, 19:14:44 »
Опять же, целиком можно процитировать "Моцарт и Сальери" Пушкина.  :)
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 17071
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #35 : 24 Июнь 2014, 19:25:16 »
Консуэло, певица?
Да. Прототипом служила Полина Виардо.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн Марина

  • Капитан 3-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 518
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #36 : 24 Июнь 2014, 19:34:11 »
Жорж Санд читал в подростковом возрасте и напрочь забыл  .  Но вроде, ее самая знаменитая героиня - Консуэло, певица?


Не так давно в великолепном фильме   "Фаринелли кастрат"  встретилась с маэстро Порпорой.  Рада была, как будто старого знакомого встретила.  :)
Вы знаете, я все-таки уеду, хотя бы на качелях, и вернусь нескоро. Все жду, когда песочные часы, которые до этого молчали, пробьют 13 раз

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #37 : 24 Июнь 2014, 19:34:34 »
Да. Прототипом служила Полина Виардо.
А я всю жизнь был уверен, что какая-то итальянка... Щас вспомню.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #38 : 24 Июнь 2014, 19:44:28 »

Не так давно в великолепном фильме   "Фаринелли кастрат"  встретилась с маэстро Порпорой.  Рада была, как будто старого знакомого встретила.  :)
О нем я сейчас прочитал в Википедии - в поисках итальянской певицы, наткнулся на его имя.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #39 : 26 Июнь 2014, 20:30:27 »
"Весьма сожалею, что мое увлечение Серенадой Шуберта Вам представилось
всего лишь поводом для насмешек. Я понимаю, это увлечение может показаться
странным, но я бы не рассказала Вам о нем, если бы не была уверена, что Вы
способны его понять. Если Вам доставит удовольствие узнать, что Вы
совершенно излечили меня от него, то поверьте: отныне Серенада не будет
вызывать у меня ничего, кроме смеха и горечи. Я даже не подозревала, что
человеческое горло может издавать подобные звуки, и, конечно, не
догадывалась, какое представление Вы собираетесь устроить, когда Вы
пообещали, что я услышу Ваш голос раньше, чем ожидаю. Еще только одно
слово: прощайте! Я не буду иметь удовольствия встретиться с Вами у миссис
Локсли-Холл, так как очень занята и не смогу быть у нее. По той же
причине, к сожалению, я вынуждена отказаться от удовольствия принимать Вас
у себя в этом сезоне. Искренне Ваша, дорогой мистер Порчерлестер,
Линда Финнайтингейл".

Бернард Шоу. "Серенада"

Richard Tauber sings Schubert Serenade "Leise flehen.."

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #40 : 26 Июнь 2014, 21:20:04 »
Я знавал молодого человека, который увлекался игрой на волынке. Вы были бы потрясены, узнав, какое сопротивление ему приходилось преодолевать. Даже его собственная семья не оказала ему, если можно так выразиться, активной поддержки. Его отец с самого начала был решительно против этой затеи и проявил полное бессердечие.
     Сперва мой приятель пытался упражняться по утрам, но вскоре ему пришлось от этого отказаться из-за сестры. Она была набожна и почитала за величайший грех начинать утро таким способом.
     Тогда он стал играть по ночам, когда вся семья ложилась спать, но из этого тоже ничего не вышло, так как их дом приобрел дурную славу. Запоздалые прохожие останавливались под окнами, слушали и на следующее утро оповещали весь город о том, что прошлой ночью в доме мистера Джефферсона было совершено зверское убийство; они описывали вопли несчастного, грубые проклятия и ругательства убийцы, мольбы о пощаде и последний предсмертный хрип жертвы.
     После этого моему приятелю разрешили упражняться днем на кухне при плотно закрытых дверях. Однако, несмотря на такие предосторожности, наиболее удачные пассажи все же долетали до гостиной и доводили его мать до слез.
     Она говорила, что при этих звуках вспоминает своего бедного покойного отца (бедняга был проглочен акулой во время купанья у берегов Новой Гвинеи, - что общего между акулой и волынкой, она не могла объяснить).
     Тогда моему приятелю отвели сарайчик в конце сада за четверть мили от дома и заставили его таскать туда волынку всякий раз, как он брался за свои упражнения. Но случалось, что ничего не подозревавший гость, которого забыли посвятить в это дело и заранее предостеречь, выходил на прогулку в сад без всякой подготовки, и внезапно до его слуха доносились звуки волынки. Если это был человек сильный духом - дело ограничивалось обмороком, но люди с заурядным интеллектом, как правило, сходили с ума.
     Нельзя не признать, что первые шаги любителя игры на волынке мучительны до крайности. Я понял это, когда услышал игру моего юного друга. По-видимому, волынка необычайно трудный инструмент. С самого начала приходится запасаться воздухом на всю мелодию сразу, - во всяком случае, наблюдая за Джефферсоном, я пришел к такому заключению.
     Начинал он блистательно: душераздирающей, воинственной нотой, от которой слушатель вскакивал. как ошпаренный. Но вскоре музыкант переходил на пиано, потом на пианиссимо, а последние такты мелодии уже тонули в сплошном булькании и шипении.
     Завидное нужно здоровье, чтобы играть на волынке!
     Юный Джефферсон сумел выучить только одну мелодию, но я никогда и ни от кого не слышал жалоб на бедность его репертуара - боже упаси! Это была, по его словам мелодия: "То Кембеллы идут, ура, ypa!" - хотя его отец уверял, что это "Колокольчики Шотландии". Что это было в действительности, никто не знал, но все соглашались, что в мелодии есть нечто шотландское.
     Гостям разрешалось отгадывать трижды, но почему-то они всегда попадали пальцем в небо...

(Джером К. Джером "Трое в лодке")
Волынки на Красной площади
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #41 : 26 Июнь 2014, 21:28:14 »
Костя, я думала, ты "Колокольчики Шотландии" нашел. :D

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #42 : 26 Июнь 2014, 21:31:46 »
При расставании оба ученика получили небольшие подарки.
Иозефу досталась нотная тетрадь с двумя хоральными прелюдиями
Баха, а его спутнику -- изящное карманное издание Горация.

Г.Гессе. Игра в Бисер

J.S. Bach - BWV 753 - Jesu meine Freude (fragment)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #43 : 26 Июнь 2014, 21:48:01 »
Костя, я думала, ты "Колокольчики Шотландии" нашел. :D
Может где-то на ютубе и есть, но я забыл как "волынка" по английски, так что пришлось искать ролики на русском.  :)
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #44 : 02 Июль 2014, 16:21:12 »
На террасе росла косматая герань и висели на крючках, покачиваясь взад вперед, взад вперед от легкого ветерка, старые качели. Башенка с ромбическими хрустальными стеклами и конической крышей венчала дом. Через широкое окно в первом этаже можно было разглядеть пюпитр с нотами под заглавием: «Прекрасный Огайо».

Р.Бредбери. "Марсианские хроники"

Metropolitan Quartet - Beautiful Ohio (1919)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #45 : 02 Июль 2014, 16:29:50 »
Как ни покажется странным, но довольно много музыки, а точнее песен, в романе Гашека о похождениях солдата Швейка. Швейк любит петь разные солдатские песенки. Причем (как выяснили поклонники романа), песни - подлинные, то есть не стилизация автора, а реально существующие. Кто-то даже собрал песни, упоминаемые в книге, и смонтировал ролик для Ютуба.
Вечером поищу. :)
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #46 : 02 Июль 2014, 16:39:47 »
Вообще - Тане спасибо огромное за эту тему. Я по- новому теперь слышу страницы книг. А уж удовольствие подобрать ролик-иллюстрацию! :isumitelno:
Вот сейчас послушала три версии Прекрасного Огайо- чудесная инструменталка, стилизованный джаз и вот та, что я выбрала - в ней есть звук иглы по пластинке! :isumitelno:

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 17071
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #47 : 02 Июль 2014, 22:19:05 »
Я читаю книгу Кетиля Бьернстада "Пианисты". ГГ - молодой человек по имени Аксель, мечтающий стать пианистом. Книга напоена музыкой. Той, которую исполняют юные пианисты, друзья Акселя, и он сам, музыка, которую они слушают и мечтают исполнить. Пока они ещё друзья, но уже и конкуренты. На многочисленных концертах и конкурсах.
А выступления полны неожиданностей. И не всегда музыкальных. А иногда и решающих дальнейшую судьбу.
Так случилось с Ребеккой Фрост на её дебютном выступлении в конценртном зале.

Наконец она выходит! Не из обычной двери, которая хорошо видна публике, а из другой, дальней, которой солисты почти не пользуются. Увидев ее, я мгновенно понимаю, почему она выбрала именно эту дверь. Она хочет показать себя! Хочет идти к роялю как можно дольше. Создать праздничное настроение. Ее платье великолепно, оно тоже бирюзовое, как и строгое платье Сельмы Люнге. Но если Сельма Люнге строга, Ребекка Фрост по-царски роскошна. Обнаженные плечи. Продуманные линии. Книзу платье сужается, как будто она хочет произвести впечатление на  молодых людей на балу, а не по доброй воле сдать экзамен на мастерство. Только теперь я замечаю цветы, с двух сторон украшающие сцену. Цветы такого же цвета, как и ее платье. Мы все пожираем ее глазами. Мы счастливы, я немного успокаиваюсь. Здесь все продумано и поставлено, все до мелочей. Конечно, думаю я. Ребекка Фрост никогда не поступает опрометчиво. Публика начинает аплодировать. Громко, горячо и восторженно.
И тут она спотыкается.
На ступенях, ведущих на нижний уровень, где ее ждет рояль, Ребекка наступает на подол собственного платья и падает ничком. Зал громко ахает. Мы не верим своим глазам. Неожиданно для всех Ребекка Фрост лежит распростертая на полу. Кто-то вскрикивает. Я слышу, что это Сельма Люнге. Ребекка лежит на полу. Я смотрю на Аню, она обеими руками впилась в плечо Катрине. Маргрете Ирене шепчет мне на ухо:
— Не могу в это поверить.
Но сомнений нет. Ребекка лежит на полу. В. Гуде бежит на сцену. Теперь я уже никогда его не забуду. Он возле к нее, опускается на колени, что-то говорит ей, но она не встает. Лежит, уткнувшись носом в пол. Хотя я не женщина и никогда не носил платьев, я знаю, о чем она сейчас думает. Ей хочется исчезнуть отсюда. Провалиться сквозь землю. Сосредоточенности как ни бывало. Она не в состоянии выполнить то, что от нее ждут.
Пол в Ауле натерт воском. На нем трудно не поскользнуться. Лежа на полу, Ребекка, при желании, могла бы увидеть в нем свое отражение. В. Гуде продолжает что-то ей говорить. Похоже, что теперь она прислушивается к его словам. Она поворачивается. Медленно встает, опираясь на своего импресарио. Туфли с нее свалились. Он помогает ей их надеть. Ребекка смахивает с платья пыль и, покачнувшись, выпрямляет спину. В. Гуде шепчет ей на ухо еще несколько слов. Видно, они договорились. Она улыбается, целует его в щеку и машет рукой, чтобы он ушел. Он идет обратно на свое место, поправляет бабочку, щурит глаза и садится.
Ребекка Фрост стоит на сцене и пытается смотреть нам всем в глаза. Кашляет. Не помню, чтобы в Ауле когда-нибудь было так тихо.
— Я этого боялась, — громко говорит Ребекка высоким и чистым голосом. — Одна пианистка тоже пережила нечто подобное. Тридцать лет назад. На нее это так подействовало, что она не смогла выступить на своем дебюте. Извините мне эту случайность, которая всех вас отвлекла. Я не знала, что пол был недавно натерт.
Публика с облегчением вздыхает. Смех. Бурные аплодисменты. Ведь все желают ей только добра.
Ребекка садится за рояль.
— Я не думала, что у нее хватит сил на такое, — шепчет Маргрете Ирене.
Но Ребекка уже играет, она погружается в Равеля. Ошибка следует за ошибкой. Конечно, она еще не сосредоточилась, думаю я. Не так легко быстро прийти в себя после падения на сцене. Но после катастрофического начала дело идет лучше. Токката звучит вполне сносно. И все-таки это не похоже на вчерашнее выступление. Ребекка играет хуже. Мне ее жалко. До того, как она упала, в воздухе витала какая-то магия. Этот концерт мог бы стать ее триумфом. Но я слышу, что она дрожит, что шок после падения еще не прошел. Однако у нее нет выбора. Она должна была либо отменить концерт, либо играть. Она предпочла играть.
После Равеля раздаются сердечные, но сдержанные аплодисменты. Перед Бетховеном она не выходит из зала. Наверное, боится нового падения.
Критики записывают свои замечания. Настроение в зале вялое. Слишком сильно нервное напряжение.
Бетховен.
Она играет, думаю я. Но и только. Многие могли бы сыграть не хуже, чем она. Спина у нее больше не прямая. Движения слишком размашистые. В конце каждой фразы она высоко поднимает руки. Кажется, именно это называют «игрой на публику»? Но она хорошо владеет собой.
Мое восхищение Ребеккой растет. То, что она сейчас делает, под силу не каждому. Я вспоминаю несчастного музыканта из Трондхейма, который дебютировал до нее. Еще весной. Он не решился играть наизусть, хотя и знал, что таков обязательный негласный закон. Суд газет был безжалостен: «Дебютанту переворачивали ноты, этим все сказано. Это только усилило впечатление дилетантства».
Ребекка же борется. Она борется не на жизнь, а на смерть. И когда она подходит к этим почти безнадежным трелям в конце бетховенской сонаты, я понимаю, что она много занималась. Долгие скучные будни за роялем помогли ей. Она играет по-настоящему! Она не сдается. Делает как раз то, что нужно, чтобы поднять настроение зала, и этого достаточно, чтобы публика могла уйти на антракт, не чувствуя себя обманутой.

Вот соната Бетховена, которую исполняла Ребекка.
Исполняет Клаудио Аррау, любимый исполнитель Акселя и его друзей.

Claudio Arrau Beethoven Piano Sonata No. 30 (Full)

Заканчивается выступление Ребекки неожиданно для главного героя. В антракте Аксель побежал за кулисы, чтобы поговорить с Ребеккой.

Ребекка <...> счастлива, что я пришел. <...>
— Ты играла великолепно! — говорю я и чуть не начинаю плакать, потому что во мне вспыхивает любовь к ней. Она всегда была моей опорой. Я хочу отплатить ей за это.
— Я бы не хотела снова пережить эти сорок пять минут <...>
— Я серьезно, — говорит она. — Больше никогда. Это того не стоит. Но сейчас я доиграю. Обещаю тебе. — Она прижимается ко мне. — И пока что только мы с тобой знаем, что этот дебют — мой прощальный концерт.
— Это несерьезно!
— Через сорок пять минут все будет кончено, — шепотом говорит она. — Больше никогда. Я доиграю этот концерт, чтобы не испортить праздник после него, чтобы порадовать родителей. Жизнь коротка, Аксель. Когда я лежала там, на сцене, я была счастлива, как ребенок. — Она поглядывает в сторону коридора, где стоят люди. Они нас не слышат, она говорит слишком тихо. — Я делаю это ради фру Люнге, ради В. Гуде, ради папы и мамы. Но после этого — все.


Вот так заканчивается выступление девушки, которое должно было стать началом её артистической жизни.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #48 : 02 Июль 2014, 22:26:07 »
Господи, какая печальная история!
Я знаю, сколько времени пианисты отдают инструменту, чтобы сыграть на концерте. Сколько сил и нервов это стоит- в общем, цена этого - детство, проведенное за инструментом. И такая трагедия.

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 17071
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #49 : 02 Июль 2014, 22:29:39 »
Да. Но, может быть, именно в этот миг она и осознала, что должна остаться только любителем.
Мне было очень интересно читать. Система обучения музыке в Норвегии совсем не такая, как у нас.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #50 : 02 Июль 2014, 22:46:05 »
Александр Дольский  "Пианист"

Вошел он в комнату ко мне
и сел к роялю.
и с гор потоками камней
прелюд роняет.

Вот на басах зеленый тон
проснулся в роще.
и стал пейзаж со всех сторон
ясной и проще.

Кузнечиками быстрых нот
под солнцем скачет.
В речной волне водоворот
звенит и плачет.

И вот на княжеских балах
летит под крышу.
И в золотых колоколах
я песню слышу.
Ее как яблоню трясут
с веселым свистом.
Осенний сад шумит, как суд
над пианистом.

Но поздно, поздно! Белый зал
Былой столицы...
Аккорды, словно красный залп
по белым лицам.

И снова полудремный лес -
ромашки, маки,
и звон косы и синь небес,
и лай собаки.

И темнота, и в темноте
огонь от спички,
в далекой, черной тишине
шум электрички.

От ветра занавески шелк
заколыхался.
Он встал, закрыл рояль, ушел,
а я остался...

Пианист: Александр Дольский, 1979
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Gemma

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12204
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #51 : 03 Июль 2014, 07:20:03 »
детство, проведенное за инструментом. И такая трагедия.

Очень это понимаю. :yes: У меня папа был музыкально одарённый человек и мечтал о моём музыкальном образовании. Меня отдали в музыкальную школу, где я училась безо всякого увлечения и сидение за инструментом считала потерянным временем  жизни.
Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду. (с)

Оффлайн Спика

  • Лейтенант
  • **
  • Сообщений: 249
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #52 : 14 Июль 2014, 10:48:21 »
Радио в такси играло «Симфониетту» Яначека...
Интересно, сколько людей на свете, слушая первую часть «Симфониетты» Яначека, узнают в ней «Симфониетту» Яначека? Ответ здесь, пожалуй, колеблется где-то между «очень мало» и «почти нисколько». Только Аомамэ почему-то была исключением
Недавно прочитала эту книгу и послушала "Симфониетту" :)

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #53 : 14 Июль 2014, 11:11:21 »
Полюбопытствовала. :)

Leos Janacek Sinfonietta WDR-Sinfonieorchester (2007)

из отзывов:

 »murakami not bring me to janacek but janacek bring me to murakami !!!» (Мураками не ведет меня к Яначеку, это Яначек ведет меня к Мураками)…

 А у меня наоборот, Мураками привел к Яначеку и я подумала — будто не чех, а японец писал эту музыку.

 

Оффлайн Марина

  • Капитан 3-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 518
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #54 : 14 Июль 2014, 11:43:26 »
Недавно прочитала эту книгу и послушала "Симфониетту"



А Джона Доуленда  помните?   Его Passionate Pavans, для 5 виол и лютни не так громко как Симфониетта звучит в тысяча невесть восемьдесят четвертом году и...

вот она   http://classic-online.ru/ru/production/22501
Вы знаете, я все-таки уеду, хотя бы на качелях, и вернусь нескоро. Все жду, когда песочные часы, которые до этого молчали, пробьют 13 раз

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 17071
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #55 : 01 Август 2014, 11:15:35 »
   У нас у всех есть своя личная жизнь. Ее можно даже увидеть, когда пианисты выходят на сцену. Откуда они туда приходят? Конечно, из своей жизни, мой мальчик. Обрати внимание на испуганную походку ипохондрика Святослава Рихтера. Он как будто ждет, что агенты КГБ последуют за ним на сцену. Или Альфред Брендель, который выглядит так, будто он только что вымыл руки под краном после вкусного обеда и теперь направляется в спальню. А ты видел Даниеля Баренбойма? Этот ходит так, словно принимает концертный зал за собор, в котором он сам является епископом. А Марта Аргерич, моя любимица? Она выходит на сцену, собрав в кулак всю свою волю, будто собирается дрессировать львов. Наконец, Вильгельм Кемпф. В нем есть что-то малокровное и человечное, что-то от Альберта Швейцера, что годится для внешности, но не для его личности. А Горовиц? Тот всегда ходит как будто его только что выпустили из психиатрической клиники, где он, между прочим, считал себя королем Испании. Клаудио Аррау? Он выходит на сцену, благоухая вином и сигарами. До того, как он начинает играть, — потом публика, естественно забывает об этом, — можно заподозрить, что он думает об обеде, который его ждет после концерта. <...> Потом идут эти молодые английские хулиганы. Стефен Бишоп? В английских интернатах очень плохо обращаются с учениками. Он выходит на сцену с таким видом, словно ждет, что ему на спину вот-вот обрушатся удары ректорской трости. Джон Огдон? Несмотря на его огромный талант, у него всегда такой вид, будто он спешит в трактир, чтобы перехватить рыбы с картошкой перед тем, как продолжит перевозить мебель какой-нибудь старухи в Йоркшире. Владимир Ашкенази? Маленький хитрец, усердный чиновник из романов Достоевского, он считает копейки и всегда надеется выиграть. Он спутал игру на рояле с игрой в казино, но интересно, на что он хочет потратить свой выигрыш? Глен Гульд? Бедняга, он уже шесть лет как ушел со сцены. Ты знаешь, что на своем последнем официальном концерте он играл Бетховена, опус 109? Тот, который, мягко говоря, так и не вошел в историю музыки как соната Ребекки Фрост. Предшественник опуса 110, который будешь играть ты. Да, так как Глен Гульд выходил на сцену? Насколько я помню, казалось, что он явился прямиком из исправительной школы для мальчиков. Он как будто боялся сопровождавшего его надзирателя. Как будто, даже стоя, мечтал сидеть, скрестив ноги. Лошадь, грызущая ясли, он был готов впиться зубами в черный лак инструмента и глотать воздух. Остальные? Их много. Но зачем нам сейчас думать о них? Нет, сейчас это ни к чему. Сейчас ты будешь играть для меня, мой мальчик.
   К. Бьернстад. "Трилогия об Акселе Видинге. Река"
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #56 : 04 Август 2014, 23:37:35 »

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет — они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...
Но, господа, позволено ль
С вином равнять do-re-mi-sol?

Пушкин
ЕО



Юрий Гуляев Каватина Фигаро

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2630
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #57 : 05 Август 2014, 18:47:32 »
Это стихотворение "Вечерний звон" посвящено не реальному колокольному звону, а романсу "Вечерний звон". Итак

Денис Давыдов
ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН


Вечерний звон, вечерний звон, --
Как много дум наводит он!
Не тот, что на закате дня
Гудит в стенах монастыря,
Но тот, что пасмурной порой
Поется девой молодой...
Вечерний звон, вечерний звон,-
Как много дум наводит он!

Как он мучителен и мил!
Как он мне чувства возмутил,
Когда впервые звук его
Коснулся слуха моего!..
То был не звук, но глас страстей,
То говор был с душой моей!
Вечерний звон, вечерний звон, --
Как много дум наводит он!

Все вторило в природе ей:
Луна средь облачных зыбей,
Пустыня в сумрачной тиши
И ропот девственной души,
Терзаемой любви тоской,
И очи, полные слезой!..
Вечерний звон, вечерний звон, --
Как много дум наводит он!

Оффлайн Корица

  • Как жить, дядь Мить?
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 48760
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #58 : 05 Август 2014, 22:52:42 »
Денис Давыдов
ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН


Юля, музыкальная иллюстрация:

Вечерний звон" - хор Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Вечерний звон

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 91302
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #59 : 07 Август 2014, 11:50:17 »
Про Пера

                     Норвежские народные стихи.
                     Перевод Ю.Вронского

У Пера когда-то корова была,
У Пера когда-то корова была,
У Пера когда-то корова была,
Совсем неплохая корова,
Совсем неплохая корова.

Но все же на скрипку ее он сменял,
Но все же на скрипку ее он сменял,
Но все же на скрипку ее он сменял,
На старую добрую скрипку,
На старую добрую скрипку.

Припев:
       Бывало, играет на скрипке скрипач-
       Все мальчики в пляску, а девочки- в плач.
       А то поведет он смычком- и тотчас
       Все мальчики в хохот, а девочки- в пляс.


Со временем стал, как булыжник, он стар,
Но скрипку менять на корову не стал,
Он сделался стар, точно северный мох,
Но скрипку сменять на скотину не смог.

       Бывало, играет на скрипке скрипач-
       Все мальчики в пляску, а девочки- в плач.
       А то поведет он смычком- и тотчас
       Все мальчики в хохот, а девочки- в пляс.

Хорошая аранжировка известной песни А.Суханова:
Александр Суханов - Про Пера.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)