Общение > Разговоры запросто

Реальные жизненные истории.

<< < (22/38) > >>

Gemma:

--- Цитата: Корица от 11 Июль 2014, 11:21:10 ---Какой замечательно добрый и мудрый человек!
--- Конец цитаты ---

Ты права! :yes:
А теперь о совсем ином человеке, жестоком и страшном, но на века оставившем о себе недобрую память.

Проехав от Рязани 140 километров по мещерским лесам в сторону Касимова, автобус вырывается на простор, и глазам открывается панорама поселка Гусь-Железный с его замечательной белокаменной Троицкой церковью, устремившей к небу свои кресты и купола. Странное впечатление производит это величественное сооружение. Откуда взялся здесь, в мещерской глубинке, огромный храм, в архитектурных формах которого читается нечто готическое, средневековое, таинственное?
Рязанский поэт Евгений Маркин, уроженец Касимовского района, писал:

Как музейная картина-
Белый замок в парке старом.
Гордо высится плотина
Над могучим крутояром.
И, стыдясь своих заплаток,
Возле церкви поднебесной
Жмется куцый строй палаток.
Гусь-Железный... Гусь-Железный...

В середине XVIII века этому глухому месту суждено было стать одним из центров металлургического производства России.
...Медлительно несла свои воды сквозь темный бор речка Гусь, на берегу которой притулились бедные крестьянские избы. Название реке дали жившие здесь когда-то финно-угорские племена - от слова «куз», или «кууси», что означало «ель», «Еловая река»3. Русские поселенцы переиначили название по-своему - Гусь.
Издавна в окрестных лесах промышляли «дудочники»-рудознатцы, рывшие ямы - «дудки» - для добычи болотной руды и выплавлявшие из нее железо. Со временем тут обосновались расторопные и хваткие предприниматели Андрей и Иван Баташевы. Их дед, тульский кузнец-оружейник Иван Тимофеевич Баташев, служил приказчиком у Никиты Демидовича Антуфьева - основателя знаменитой династии горнозаводчиков Демидовых. Баташев купил землю на реке Тулице, построил завод, сын Родион продолжил его дело... Но тут грянул сенатский указ 1754 года, запретивший деятельность металлургических заводов в радиусе 200 верст от Москвы (видимо, наши предки знали толк в экологии, хотя и слова такого не ведали). Тогда сыновья Родиона Баташева Андрей и Иван подались в мещерские края. 
В 1758 году братья купили у дворянской вдовы А. В. Суворовой деревни Веркуц (Веркутец) и Халтурино в Гусевской волости, неподалеку от города Касимова - бывшей столицы удельного татарского царства. Предприниматели подали прошение в Берг-коллегию о намерении «в крепостных своих дачах на реке Гусь построить собственным своим коштом вновь железный водяной завод». Разрешение последовало, и Баташевы взялись за дело. Для работы завода в больших количествах требовалась вода; пришлось возвести плотину из тесаного камня, запрудившую реку. Плотина представляла собой выдающееся по тем временам произведение инженерного искусства - она достигала в длину 230 сажен и была снабжена шлюзами, стоками и другими приспособлениями. Образовалось обширное озеро среди соснового бора площадью около двух с половиной тысяч гектаров. (В 1903 году в докладе Московского археологического общества о плотине сообщалось, что «равной ей по оригинальности устройства и ценности трудно найти во всей России») Одновременно велось строительство металлургического завода «об одной домне с пристойным числом молотовых фабрик». Источником двигательной силы для заводских молотов и других механизмов стал напор воды, созданный плотиной.
Уже в 1759 году началась выплавка чугуна. Постепенно предприятие расширялось, и в последующем Гусевский завод вырабатывал до 110-130 тысяч пудов чугуна и до 90-120 тысяч пудов железа в год. Еще раньше (1755) заработал баташевский завод на реке Унже при селе Ермолово Касимовского уезда Шацкой провинции.
Однако между братьями Баташевыми возникли трения. Иван Родионович был кроткого нрава, Андрей же Родионович слыл за человека свирепого и отличался самодурством. Поскольку сенатский указ 1762 года не разрешал людям, не принадлежащим к дворянскому сословию, покупать земли и владеть крепостными, Баташевы оформляли соответствующие сделки через подставных лиц и всеми правдами и неправдами старались получить дворянство. Добившись наконец своего, они решили разъехаться. Младший, Иван, остался в Выксе, а Андрей в 1785-1786 годах переселился с семьей на Гусевский завод.
Пользуясь отдаленностью от губернского центра, Андрей Родионович начал активно скупать земли вокруг заводского поселка. Местных крестьян он сгонял на завод или заставлял нести иные повинности для своего предприятия: заготавливать лес, добывать смолу, жечь древесный уголь. Со временем деревня Веркуц слилась с поселком, который получил название Гусь-Баташевский, а затем - Гусь-Железный (в отличие от Гусь-Хрустального соседней Владимирской губернии).
 Менее чем за два года на облюбованном Баташевым месте в дремучем лесу выросла усадьба-крепость, обнесенная каменной стеной двухсаженной высоты с башнями и воротами из литых чугунных брусьев.. По легенде, баташевский дом был построен таким образом, что одно его крыло находилось на территории Рязанской губернии, другое - Владимирской, и если приезжали чиновники вести следствие по тому или иному поводу (поводов хозяин давал предостаточно), Баташев уходил в другое крыло, а нежданным гостям докладывали, что хозяин отбыл в соседнюю губернию. Рядом располагались усадебные службы, несколько флигелей, заводская контора, оранжерея. При доме был обширный сад со зданием домашнего театра, также обнесенный стеной высотой 5-7 метров. Под усадьбой существовало вместительное подземелье - каменный подвал в два этажа с чугунными дверями и железными засовами. У въезда на плотину возвышалась сторожевая башня, на шпиле которой красовался изготовленный из железа гусь. Резиденция Баташева, получившая в народе название «Орлиное гнездо», располагалась на обширной поляне в густом лесу и занимала внушительную площадь. Дворовых людей насчитывалось 175 человек. Все это напоминало скорее замок средневекового феодала, чем поместье русского землевладельца конца XVIII столетия.
До нас дошли жуткие подробности из жизни «гусевского самодура». «За огромным, в два этажа, барским домом разводился парк и сад, который еще при жизни Андрея Родионовича получил название «страшного сада». Посредине его был устроен «позорный столб», к которому привязывали «провинившегося» для наказания плетьми перед лицом всей дворни (надо полагать - «для назидания»), после которого убирали уже мертвое тело. У этого же столба по 2-3 дня морили голодом и жаждой привязанных, как собак, людей, а зимой часами держали босых и в одних рубахах. Здесь же производилась «потеха» - борьба с медведем, на которую выходил любоваться «сам» со своими гостями».. Между тем баташевские чугунолитейные и железоделательные заводы набирали мощность, богатство хозяина росло. В 1780-х годах численность работных людей на Гусевском заводе составляла 855 человек, затем перевалила за тысячу. Говорят, что владелец пользовался благосклонностью Григория Александровича Потемкина, фаворита Екатерины II, потому и получал государственные заказы на литье пушек, бомб, ядер, корабельных якорей, ажурных садовых решеток, подсвечников... Для охраны имения и заводов Баташеву разрешалось держать «собственный егерский полк - людей в полторы тысячи». В полк набирались люди под стать хозяину. Новоявленные «опричники» пороли неугодных, грабили население, рыскали по округе, нагоняя страх на местных жителей. По Муромскому тракту стало страшно ездить не только купцам, но и помещикам.
О темных делах «гусевского самоуправца» рассказывали страшные истории. Как-то раз он позарился на владение соседнего касимовского князька, которое тот никак не хотел продавать. Наконец сошлись на баснословно завышенной цене. Баташев пригласил татарина в гости. Оформили купчую, славно отпраздновали сделку, а домой незадачливый сосед Баташева так и не вернулся. Поговаривали, что его застрелили и бросили в воду с камнем на шее. У другого своего соседа заводчик землю попросту отнял. Дождавшись, когда помещик уедет в город, Баташев со своими «опричниками» нагрянул в его деревню, всех жителей насильно увез на завод, а избы спалил и велел перепахать все это место. Вернувшийся из города помещик глазам не поверил: деревни нет как нет, кругом поле...
Приезжавшие разбираться чиновники мало что могли сделать - связи у Баташева в столице были «железные» (во многом, как говорят, благодаря его масонству). А некоторые чиновники в его усадьбе и вовсе бесследно исчезали.
А вот еще одно старинное предание. «Однажды вечером несколько сот рабочих были вызваны к «самому» в громадный зал «хором». Что им говорил Баташев, и поднесь не знает никто, кроме напутственных слов, сказанных уже на крыльце: «Коли волю мою будете исполнять усердно, награда на весь ваш век, но ежели кто-нибудь слово проронит хоть во сне или попу «на духу», то сделаю, что покойники в гробу перевернутся!» На следующий день все рабочие были разделены на две партии, одна из которых с наступлением ночи исчезла за чугунными воротами барской усадьбы и вышла из них только через сутки, когда ей на смену вошла вторая партия. Усталые и мрачные выходили рабочие со своего «дежурства», но никто ни о чем не смел их спрашивать - слишком трепетали все перед грозным владыкой. Чугунные ворота день и ночь охранялись стражей, и ничей любопытный глаз не мог проникнуть за стены усадьбы без воли властелина. Впрочем, днем там все носило обыденный характер, и только с наступлением ночной темноты наступала кипучая загадочная деятельность, продолжавшаяся почти год. Неизвестно, кто был смельчак, решивший выслеживать «барских рабочих», но все же вскоре узнали, что ровно в полночь 150 человек отправлялись к одной из башен, помещавшейся в задней стене парка, и исчезали за ее дверями, а оттуда один за одним выходила другая половина и безмолвно рассыпалась по своим домикам. Долгое время напрасно старались допытаться от кого-нибудь из этих рабочих, куда они ходят ночами и что делают, но и от пьяных даже получали один ответ, что, мол, своя голова еще не надоела, а «с нашим барином шутки плохи». Некоторые отвечали угрозой доложить «самому» об излишнем любопытстве дворовых, после чего всякие расспросы прекратились, и эта сторона деятельности Баташова так и осталась бы скрытой от всех (он умел выбирать своих помощников и агентов), если бы и здесь, как не однажды бывало в истории, не замешалась женщина».
А дело было так. Один из «ночных» рабочих без ума влюбился в заводскую девушку Грушеньку. Известно: любовь и ревность по одной тропинке ходят. Грушенька стала ревновать своего возлюбленного, который неизвестно где пропадал сутками, и поставила условие: или рассказывай всю правду, или уйду от тебя к другому. Что оставалось влюбленному парню? Проболтался он своей «лапушке» о тайных делах хозяина. Да и как было умолчать, если сгоравшая от любопытства девушка побожилась, что будет хранить тайну до самой смерти? Смерть-то между тем рядом бродила... По заводской слободе поползли слухи: в подземных хоромах у барина устроен монетный двор, где день и ночь чеканят золотые червонцы. Вскоре болтливая Грушенька и ее доверчивый возлюбленный бесследно исчезли - никто никогда их больше не видел...

Не стоило бы и вспоминать о нём, если бы еще в 1766 г. Баташовы не построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1812 году. Была мечта про каменную церковь, и в 1802 г. строительство началось, но в 1825 Андрей Баташов умер.
Главный храм к этому времени был доведён до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. Но нижний этаж был уже готов и в нем шли богослужения.  Продолжил  строительство  сын Андрей Андреевич, затем  работа возобновилась на средства других наследников и рабочих завода,  и наконец  храм был освящён только в 1868г.

Gemma:
Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью. Собор поражает еще и  тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.










 
Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты "русской готики". К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов якобы были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов.
По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе.
В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме. Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Возводя храм, неизвестный архитектор черпал свои идеалы в средневековой архитектуре (как считали Вагнер и Чугунов)
Троицкая церковь колоссальна. Она сложена из кирпича и облицована белым камнем. Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». Авторам церковь напоминала Воскресенскую церковь в Почаеве Черниговской области, построенной Деламотом (1765-1771). От классики - спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики - стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.
Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.

Gemma:
Тайна Соломонии Сабуровой.

В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей "старицы Александры", умершей в 1525 г., и "старицы Софии", умершей в 1542г. Известно, что София - это первая жена Великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, обвиненная в бесплодии и постриженная в монастырь в 1525 г. Однако ходили слухи, что обвинение было несправедливым, что Соломония ждала ребенка и родила сына в монастыре, который вскоре умер. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Каково же было его удивление, когда в гробнице он не обнаружил следов захоронения. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашечку, какие в 16 в. носили дети царского рода. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.
Итак, ложное захоронение 16 в.? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытались разгадать на протяжении всего 20 в.

Великий князь Василий III был сыном Ивана III и его второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог. Правил он с 1505 по 1533 год. При нем было закончено объединение русских земель вокруг Москвы. В отношениях с татарскими ханствами он уже называл себя "царем всея Руси". Германский посол Сигизмунд Герберштейн писал о нем: "Это такой государь, каким не был ни один монарх в Европе. Только он один и правит".
В 26 лет он надумал жениться. Тогда и произошел знаменитый "девичий переполох", ставший в наши дни сюжетом для оперетты Ю.Милютина. Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней. Чем не конкурс красоты 16 века?
Выбор Василия пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, происходившую из старинного, но "захудалого" московского боярского рода. Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Однако прошли годы, а Соломония оставалась бездетной. Василий не хотел оставлять престол братьям. Он даже не позволял им жениться, пока у него самого не родится наследник, но время шло, не помогали ни врачи, ни священники, ни поездки по монастырям и усердные молитвы - детей не было. Тогда Василий решился на развод с Соломонией и ссылку ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста, молодая красавица Елена Глинская.
Для Руси того времени этот случай был беспримерный. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью только при их обоюдном согласии. Но Соломония и слышать не хотела о разводе. Во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло.
С просьбой о разрешении на развод Василий III обратился к константинопольскому патриарху, главе всех православных церквей мира, но получил категорический отказ. На помощь великому князю приходит московский митрополит Даниил, который нашел князю оправдание для развода, сказав: "Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда". Начался розыск о "неплодии" Соломонии. В ходе его выяснилось, что великая княгиня прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и "заговорам" - это резко ухудшило ее положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?!
Участь Соломонии была решена. 29 ноября 1525 г. она была пострижена в московском Рождественском монастыре.
Есть свидетельства о том, что постриг был насильственным, что Соломония противилась ему. Об этом пишет князь Андрей Курбский. Германский посол Герберштейн пишет, что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом! Однако многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!"
Поскольку в Москве многие поддерживали Соломонию, Василий III отправил ее подальше от Москвы - в суздальский Покровский монастырь. Менее чем через два месяца Василий III сыграл свадьбу с Еленой Глинской, которой только исполнилось 16 лет. Князю было уже 42 года, чтобы понравиться молодой жене и выглядеть самому моложе, Василий, отступив от обычаев старины, даже сбрил бороду!
Прошло несколько месяцев… И вдруг по Москве пошли слухи, что Соломония в монастыре родила Василию III наследника престола, царевича Георгия. Глинские были в ярости, Василию также не понравились эти слухи. Распространительницы слухов были выявлены и наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения этого скандального дела. Соломония встретила дьяков враждебно и отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына. Великокняжеским послам показали гробницу.
Однако был ли сын у Соломонии? Это осталось неизвестным. Некоторые историки убеждены, что был.
Археолог и историк граф С.Д.Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей, так как понимала, что его не оставят в живых. Эту версию подтверждает находка Варгановым пустой гробницы в 1934 г. К тому же, во втором браке у Василия III также долго не было детей. Только в 1530 г. у великого князя родился сын Иван - будущий Иван Грозный. Теперь всякие разговоры о каноничности второго брака Василия III означали отрицание законности прав наследника престола. За это отрубали головы, морили голодом в темницах, ссылали на север. Вскоре у Елены Глинской родился второй сын Юрий (оказавшийся глухонемым), и только теперь Василий III разрешил своим братьям жениться.. К этому времени их осталось только двое.
Василий III умер в 1533 г. Власть при малолетнем Иване перешла к его матери, правившей вместе со своим фаворитом, князем Иваном Оболенским. Поговаривали, что именно он был отцом детей Елены (Иван страдал эпилепсией, как и князь Оболенский). Для Елены Соломония и ее сын, если он существовал, были очень опасны. Поэтому Соломония была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Елены Глинской. После смерти Елены Глинской к власти пришли князья Шуйские, пренебрежительно обращавшиеся с малолетним Иваном IV. Казалось бы, вот удобный случай для появления на политической арене царевича Георгия. Однако, ничего подобного не произошло. И все же в этой истории остается много тайного.
Если Георгия не было, то почему Иван IV, уже твердо утвердившийся на престоле, затребовал к себе все архивные документы следствия о "неплодии" Соломонии? И куда затем эти документы исчезли? Некоторые историки считают, что Иван Грозный всю жизнь искал сына Соломонии Георгия. Известно, что Иван IV совершил разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что Иван Грозный получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.
Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Кудеяр мог в молодости скрываться от гнева Глинских. Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.
В 1542 г. Соломония умерла. Через 8 лет патриарх Иосиф признал ее святой. Мощи старицы Софьи были и остались почитаемы многими людьми. Сам Иван Грозный, якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам св. Софии и оба его сына с женами, и первый царь из династии Романовых, и многие другие.
Ну а Георгий? Существовал ли он на самом деле, или это только вымысел? Об этом никто не знает и вряд ли узнает. Сейчас в подклете монастырского Покровского собора, среди многочисленных древних гробниц совершаются богослужения - здесь вновь храм, как в древние времена. Мощи св. Софии перенесены в основной храм, а безымянную маленькую гробницу больше никто не тревожит.

Gemma:
Указ Ивана IV, или Развенчание мифа

Каков самый устойчивый миф о России? Верно: страна извечного пьянства. Весь мир в голос твердит об этом. А может, наговаривают? Может, просто выгодно выставлять нас пьяными да сиволапыми?

А если дать слово историкам, не опровергнут ли они сей наговор? Вполне – и весьма сенсационно!

Знаете, с чего пошел миф о беспробудном русском пьянстве? С ответа князя Владимира Красное Солнышко магометанским послам, кои возмечтали обратить Русь в свою веру. Ответ князя поведал нам летописец Нестор: «Руси веселие есть пити, а без того не может быти!» Проще говоря, князь Владимир нашел предлог для вежливого отказа от перехода страны в мусульманство, ибо эта религия запрещает винопитие. Только где ж здесь сказано, что Русь вечно напивается в стельку? Тут говорится как раз о противоположном: что на Руси пьют для веселья, а не для опьянения. Словом, сразу же все оказалось поставлено с ног на голову.

Вспомним другое утверждение: «Без водки русский человек жить не может!» А знаете, кто запустил эти слова в общественное сознание? Невероятный проныра, купец греческого происхождения, ставший в России первой половины XIX века винным откупщиком, – некий Бенардаки. Совместно со своим сотоварищем, тоже винным откупщиком, Алфераки этот грек сумел откупить в казне чуть не половину винного рынка – еще бы им не уверять народ, что тот века не просыхает и что это вполне в его, народа, духе.

Вот только историки считают, что лукавили Бенардаки-Алфераки. Возьмем хотя бы Москву – Первопрестольную столицу. Конечно, у нас холодно и жизнь тяжела. Потому москвичи, что в курных избушках, что в княжьих хоромах, варили медовуху и пиво (не путать с современным напитком; старинные «пивы» – разные наливки-варева, которые пили теплыми зимой или охлажденными летом) издревле – и для сугрева, и для хорошего настроения. Вот только москвичи по улицам пьяными не бродили и в лужах не валялись. Больше того, «веселие» восхвалялось, а пьянство осуждалось. Недаром народ твердо знал церковные слова: «От вина… руки трясутся, колени скорчатся, жилы сволокутся, лицо обрызгло сотворится – и весь человек непотребен явится».

Ну а чтобы такового никто и не сумел созерцать, пили москвичи только в домах. Общественный кабак появился в городе только в 1552 году. Был он открыт по особому указу царя Ивана Грозного, находился не в центре, а на отшибе – на Балчуге и имел особую задачу: там задарма наливали хлебное вино только царским опричникам. Проще говоря, сие заведение играло успокаивающую роль в рядах царских приспешников, надо же где-то приходить в себя после кровавых и ретивых дел опричнины.

Когда же опричнину отменили, в первом московском кабаке стали наливать и простым посетителям, но только за деньги. Однако просуществовал кабак недолго. Благочестивый царь Федор Иоаннович, сын Грозного, чуть не первым своим указом закрыл кабак, ибо было то «место злачное», а «страсти в нем – буйные». Так город опять остался без общественного места распития. И ничего – никаких волнений не случилось.

Однако ко времени воцарения Бориса Годунова казна настолько опустела, что предприимчивый царь-менеджер решил делать деньги на всем возможном. Кабак снова открылся, но питие вздорожало, так как в цену впервые вошла государственная пошлина. Потом открылись погреба фряжских вин (то есть иноземных), однако туда допускались лишь иностранцы. Надо сказать, что русский народ туда и не стремился. Не было у него тяги к распитию крепких напитков в общественных местах. Только к концу первой четверти XVII века в столице открылось невиданное число кабаков – аж целых три штуки. И надо отметить, что народ валом не повалил. Большая часть посетителей состояла, как ни странно, из бездомных и нищих. Ну а чтобы расплатиться за выпивку, в этих трактирах можно было заложить одежду.

Но долго кабаки не продержались. К середине XVII века вышел новый царский указ (представляете, сколь важным виделся тогда питейный вопрос, что требовались особые указы!) об упразднении кабаков, ведь в них только пили, а еды не подавали. По указу возникли корчмы или кружалы (кружечные дворы, где вино отпускали кружками). И эти кружалы теперь обязаны были подавать не только вино, но и еду – «дабы до риза не опьянялися». Проще говоря, власти никак не стремились спаивать народ.

Догадываетесь, когда возродились питейные заведения без еды, «где продаются и тут же распиваются спиртные и хмельные напитки»? Конечно же во времена царя-реформатора Петра I, чьи преобразования и начинались обычно с непотребных пьянок и лихих гулянок. Однако, поездивши по миру, и Петр начал «блюсти нравы»: приказал именовать кабаки на иностранный лад австериями и дать им собственные имена. Кабак у Лобного места на Красной площади назвали «Под пушкой» (рядом стояли пушки), кружало на Петровской улице назвали Петровским, а кабак рядом с ним – вообще «Татьянкой» (одни говорят, так звали хозяйку, другие – гармонь, на которой гармонист веселил народ по вечерам). И дело таки пошло, а вернее, по Петровому указу – влет полетело. Появились «потехи» – карточные и азартные игры, а также «женки» для веселого времяпрепровождения. К 1720 году в Москве обнаружилось уже более 20 питейных заведений, а к 1770-му полторы сотни.

Однако императрица Екатерина II указом от 9 марта 1792 года начала наводить порядки в питейных и гостиничных заведениях: «дабы в них развращенные люди и зазорные женщины не впускались и картежная игра во всех тех местах была искоренена и уничтожена». Но рачительная государыня и о доходах казны не забыла. Именно во времена Екатерины прибыль от продажи спиртных напитков стала главной статьей государственного дохода. Сравните: подушный оклад приносил 11 миллионов, а винная подать – 24 миллиона рублей в год. И доход шел по нарастающей.

В 1810 году московский градоначальник граф Ростопчин, будущий главнокомандующий, в сердцах написал императору Александру I в приватном письме: «…если народ оставить в настоящем положении, то чрез несколько лет купцы, ремесленники, крестьяне и люди наши представят вместо громады верноподданных скопище пьяниц и воров. Сорок трактиров открыты днем и ночью. В одном Царьградском выпивают ежедневно по 16 тысяч бутылок пива, а вина в Москве каждый день… до 400 тысяч стаканов…»

Представляете, по Москве аж 40 трактиров!.. Да, например, в Лондоне начала XIX века их было без счета. В каждом втором доме, как писал Диккенс, наливали и разливали. Вот вам и российское пьянство – всего-то 40 трактиров на громадный город!.. Но даже это количество тревожило градоначальника Ростопчина! Но времена Отечественной войны 1812 года, а затем общественный катаклизм, вызванный восстанием декабристов, резко изменили общественное настроение. Москва вдруг стала снова возвращаться к патриархальному укладу. Общественная жизнь быстро перетекла в домашнюю. Конечно, стремление вкусно и хорошо поесть да и выпить никуда не исчезли, но выпивка и празднование снова переместились в домашнюю атмосферу. Рестораны стали скромнее, ибо деньги быстро таяли в карманах горожан. Богатые заведения уступили место трактирам средней руки, где собиралась публика, отнюдь не склонная к кутежам. Дадим слово современнику: «Во-первых, дам никогда не бывало в общей зале, и рядом с элегантной молодежью сидели совсем просто одетые скромные люди. А очень много лиц торгового сословия в кафтанах пребывали в трактирах, предаваясь исключительно чаепитию… В общей зале было довольно чинно, чему содействовал служительский персонал – половые. Это были старые и молодые люди, но решительно все степенного вида, покойные, учтивые… Трактиры имели свою постоянную публику, и частые посетители величались половыми по имени и отчеству, состояли с ними в дружбе».

В таких трактирах за чаепитием русские купцы вели переговоры и заключали крупные сделки. Конечно, дела «вспрыскивали и обмывали», но рюмками, а не ведрами, как говорят мифы. Пьянство было скорее исключением, чем нормой. Недаром пьяниц высмеивали, о них шла дурная молва, их старались обходить стороной и не иметь с ними дела, наконец, их жалели. Кутежи не считались достоинствами и показателями богатства. Настоящие купцы, несмотря на то что расчеты их дел быстро переходили с тысяч на миллионы, по-прежнему предпочитали «беспьяный», домашний образ жизни, патриархально справляя церковные праздники и выезжая по воскресеньям на отдых в лесные Сокольники. Конечно, случались и пьяные «кутежи с размахом», «обеды с шампанским до упивона», «оргии с похищением цыганок», но это были те самые редкие случаи, о которых слагались городские легенды, а никак не общая манера жизни «в объятиях с водкой». Словом, как ни крути, история доказывает, что вечное и поголовное пьянство русских – грязный миф. Так, может, не стоит поддаваться такому мифу, а опровергнуть его? То-то будет сенсация!

"Великие исторические сенсации". Елена Коровина

Gemma:
6 заповедей Иосифа Бродского

Рассматривайте то, что вы сейчас услышите, просто как советы верхушки нескольких айсбергов, если так можно сказать, а не горы Синай. Проигнорируйте их, если угодно, подвергните их сомнению, если необходимо, забудьте их, если иначе не можете: в них нет ничего обязательного. Если кое-что из них сейчас или в будущем вам пригодится, я буду рад. Если нет, мой гнев не настигнет вас.

1. Сосредоточьтесь на точности вашего языка.
Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счётом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы  способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель - ваше равновесие. Ибо накопление не выговоренного, не высказанного должным образом может привести к неврозу. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда - и книги стихов. Да и вообще книги стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру.

2. Старайтесь быть добрыми к своим родителям.
Если это звучит слишком похоже на "Почитай отца твоего и мать твою", то прощу прощения. Я лишь хочу сказать: старайтесь не восставать против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, так что вы можете избавить себя по крайней мере от этого источника вины, если не горя. Если вам необходимо бунтовать со всеми этими "я-не-возьму-у-вас-ни-гроша", бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители - слишком близкая мишень (так же, впрочем, как братья, сёстры, жены или мужья). Дистанция такова, что вы не можете промахнуться.

3. Не полагайтесь на политиков.
Не столько потому, что они неумны или бесчестны, как чаще всего бывает, но из-за масштаба их работы, который слишком велик даже для лучших среди них. Они могут несколько уменьшить социальное зло, но не искоренить его. Каким бы существенным ни было улучшение, с этической точки зрения оно всегда будет пренебрежимо мало, потому что всегда будут те - хотя бы один человек, - кто не получит выгоды от этого улучшения. Мир несовершенен. Золотого века никогда не было и не будет. В свете этого - или, скорее, в потёмках - вы должны полагаться на собственную домашнюю стряпню, то есть управлять миром самостоятельно. Но даже в пределах вашего собственного пирога вы должны приготовиться к тому, что вам, по всей вероятности, придётся отведать в равной мере и благодарности и разочарования.

4. Старайтесь быть скромными.
Уже и сейчас нас слишком много - и очень скоро будет много больше. Это карабканье на место под солнцем обязательно происходит за счёт других. То, что вам приходится наступать кому-то на ноги, не означает, что вы должны стоять на их плечах. Так что, если вы хотите стать богатыми, или знаменитыми, или и тем и другим, в добрый час, но не отдавайтесь этому целиком. Всегда помните, что рядом с вами всегда кто-то есть - ближний. Никто не просит вас любить его, но старайтесь не слишком его беспокоить и не делать ему больно. На худой конец, постарайтесь вспомнить, из какого далека - от звёзд, из глубин Вселенной, возможно, с её противоположного конца - пришла просьба не делать этого, равно как и идея возлюбить ближнего как самого себя. По-видимому, звезды знают больше о силе тяготения, а также и об одиночестве, чем вы; ибо они - глаза желания.

5. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы.
Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок - меню обширное и скучное. В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить и увеличиваете вакуум безответственности, который так любят заполнять демоны и демагоги, ибо парализованная воля - не радость для ангелов. Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за её прелести, но и за её трудности. Они составляют часть игры, и хорошо в них то, что они не являются обманом. Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке.

6. Умейте прощать.
Мир, в который мы вступили, не имеет хорошей репутации. Это не милое местечко, как вы вскоре обнаружите, и я сомневаюсь, что оно станет намного приятнее к тому времени, когда вы его покинете. Однако это единственный мир, имеющийся в наличии: альтернативы не существует, а если бы она и существовала, то нет гарантии, что она была бы намного лучше этой. Поэтому старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много - как в официальной должности, так и самоназначенных. То, что делают ваши неприятели, приобретает своё значение или важность от того, как вы на это реагируете. Поэтому промчитесь сквозь или мимо них, как если бы они были жёлтым, а не красным светом. Так вы избавите клетки вашего мозга от бесполезного возбуждения. И возможно, вы даже можете спасти этих тупиц от самих себя, ибо перспектива быть забытым короче перспективы быть прощённым. Переключите канал: вы не можете прекратить вещание этой сети, но в ваших силах, по крайней мере, уменьшить её рейтинг.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии