Автор Тема: Владислав Крапивин  (Прочитано 2016 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Владислав Крапивин
« : 26 Июнь 2015, 16:13:58 »
"Я поднял раковину-тяжелую,колючую-и поднес к щеке.И сразу накатил ритмичный гул.Океанские валы ровно шли на пологий песчаный берег.Еще немного-и брызги,прилетевшие с гребней волн,осядут у меня на лице.Я прикрыл глаза.Ощущение близкого моря стало полным...И вдруг мне показалось,что Володька сказал какие-то слова.Я взглянул на него,не опуская раковину.Нет,Володька молчал,только смотрел на меня неотрывно и тревожно.А слова прозвучали опять.Они проступили сквозь шум океанского наката.И еще,еще...Сначала я просто почуствовал,что это человеческие слова.Потом понял,о чем они.И сразу же узнал голос.
Он звучал как магнитофонная лента,склееная в кольцо.
"Приходи как раньше...Приходи как раньше...Приходи как раньше..."-звал из чужого мира мой далекий друг-трубач,командир и рыцарь Валерка.."

"В ночь большого прилива-Вечный жемчуг"

В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #1 : 26 Июнь 2015, 16:18:11 »
Некрапивинский мальчик: выбор
http://otkrytaja-kniga.livejournal.com/30733.html#comments
Взявшись перечитывать "Оруженосца", с удивлением понял, что не узнаю в Володе сложившийся образ "Крапивинского Мальчика".

Нет, боже упаси, я не говорю, что "Крапивинские Мальчики" – это одинаковые существа с указанными в специальном ГОСТе наборами внешних и внутренних данных. Больше того, у нас с вами наверняка окажется разным этот самый стандарт признаков. Но давайте попробуем разобраться…

Вот один из главных: высокая способность к эмпатии (а для возраста одиннадцати-двенадцати лет и выше – ещё и рефлексии). Уже в ранних рассказах про маленького Антона-Тоника это вполне себе ярко выражено. Есть это и в "Ковре-самолёте", и в "Той стороне", и во "Всадниках со станции Роса"… ну, в общем, почти во всех книгах герой сразу или почти сразу готов "подключаться" к чужим переживаниям. Каким-то особенным нервом он чувствует, где надо остановиться, замереть, оглянуться, прислушаться. Будь то грубоватый Генка или внешне абсолютно обыкновенный Виталька…

…А вот Володю автору приходится несколько раз "бить чайником": эй, приятель, ты чо, в натуре?! Ты не видишь, куда топаешь?!"

И он не видит. Не видит Райку. Не видит Кашку. Этакий вполне себе успешный паренёк, не урод, не слабак, не глупый, не трусливый, не злой, выдержанный. Задатков лидера вроде не проявляет, не Тимур там какой-нибудь, но объективно как бы ничего и не мешает: захотел бы – стал новым "Тимуром". Недаром он ещё и стрелок отменный…

Ну, в общем, обычный, нормальный парнишка, чуть "поинтереснее" среднего. Таких особенно искать не надо – наверняка в каждом классе есть свой "Володя", если присмотреться, может быть, даже и не один.

Чтобы обычный мальчик стал "крапивинским мальчиком", не нужно было подмешивать ему в питьё особое зелье, не нужно было менять реальность, и тому подобное. Должна была всего лишь произойти цепь случайностей. Этакая эволюционная цепочка. В самом финале закончившаяся… впрочем, об этом позже!

Вирус "крапивинского мальчика" передаётся от человека к человеку различными способами. Способы эти различаются в зависимости от того, от кого к кому передаётся вирус. В "Оруженосце" эту ужасную инфекцию вначале подхватил… младший. А дальше случилось страшное.

Рассмотрим, как говорили на уроках НВП, основные поражающие факторы "КМ-вируса" в том случае, когда он передаётся от младшего к старшего, от слабого к сильному.

Прежде всего это – обезоруживающая хрупкость "инфицирующего", при кажущейся незначительности, малости, слабости, ничтожности – но за нею ВНЕЗАПНО обнаруживается нечто, что как бы ударяет более взрослого и сильного героя. Он этого не ждал! "Ну какие переживания могут быть у такой инфузории?!" – говорит Володя. Но… за этим следует цепь "открытий". "Младший" раз за разом оказывается умнее, смелее, интереснее, чем от него можно было ожидать.

Самый простой, элементарный случай становления "старшего" – это возможность увидеть в малыше нечто большее, чем хнычущего надоеду. Само по себе это ведёт только к тому, что старший начинает снисходительнее относиться к недостаткам младшего, больше уважать его мнение, потребности, видеть в нём человека. Показательнее всего этот случай нарисован в ранней повести "Почему такое имя" – я писал о ней прежде. В таких моментах нет ничего необычного, просто плаксивая безымянная малявка превращается в своего рода "оруженосца", у которого появляется имя. Но не более. Такими "оруженосцами" детская литература, в общем-то, полна. Однако обычно нам показывают уже "готовых" спутников. Сам процесс остаётся за кадром – ну, мелькает в ребячьей компании такой "хвостик", ну не гонят его: и привыкли, и деть его обычно просто некуда, а бывает, что и человек неплохой, хоть и маленький.

В "Оруженосце" такое "открывание" человека человеком происходит дольше и пристальней, чем во многих других книгах Крапивина. Но тут ничего удивительного – книга-то большей частью именно об этом. Нам рассказали и показали, как это может быть, как это, в общем, должно быть.

Володя в начале повести человек, жизненным опытом, скажем так, не умудрённый. Очень ясно видно, что у него нет не только опыта общения с младшими братьями-сёстрами, но даже и простого понимания какой-то "житейской мудрости", что ли. Он не злой. Но кажется, вся жизнь в его прежней жизни была только игра. Этакий свободный легконогий принц из городской были.

Если бы из книги вообще исключить линию Кашки… Давайте попробуем посмотреть, что бы могло получиться. Начиналась бы книга, вполне возможно, не с "волны", а с главы пятой. Чем не начало:

"В том году, окончив пятый класс, Володя устроил дома бунт…"

Ну и дальше, обычная история – мальчику не хочется ехать в скучный лагерь. Мальчику мы сочувствуем, он, в общем-то, неплохой, да и мотив у него не какой-нибудь дурацкий, лень или нежелание перемен, это сейчас бы мальчишку с воем отрывали от любимого компа, а мы, взрослые, ехидно посмеивались – а вот оторви-ка попу, а вот приобщись к природе, нечего в городе тухнуть!

Но с Володей всё иначе. Он мечтает поехать с папой на раскопки. И "крапивинский читатель"(ТМ) мгновенно узнаёт "своего" – наш человек! Мгновенно выстраивается цепочка связей, эмпатий, ассоциаций… Каховского ещё не существует, но мы-то знаем!

Мы уже готовы простить Володе упрямство, "чёрствость" – он наш человек. Наш, хотя мы, в общем-то, увидели пока только одну-единственную картинку.

Дальше Володя приезжает в Белый Ключ и, как и положено "городскому", вначале скучает, попадает в небольшие неприятные ситуации, чуть-чуть "пижонит" перед незнакомой Надеждой… Обычно в таких случаях детские писатели не упускают случая поиграть мускулами воинствующего феминизма – показать, как простая деревенская девочка с лёгкостью ставит на место городского бездельника-воображалу-неумеху. Крапивин здесь оригинален – "прынц" почти играючи выходит из большинства ситуаций победителем. А уж эта коронная фраза про отличие дур нормальных от ненормальных – достойна занимать место в золотой коллекции афоризмов!

На самом-то деле, Крапивин снова чуть-чуть играет с героем в поддавки. Как мы потом узнаем, Надежда просто напросто неумело втюрилась в городского гостя! Потому и все приключения, выпавшие на его долю, оказываются наполовину "постановочные". Местные "крутые потсоны" – вовсе не злыдни какие-нибудь, они-то против Володи и не имели ничего. А уж после мастер-класса со стрельбой…

Надо сказать, что не всё определятся удачей и благожелательным отношением автора. Володя, кроме меткости в стрельбе и выдержки, проявил тактическую мудрость в конфликте. Это, кстати, действительно очень точно подмеченное автором решение. Оно психологически идеально чёткое. Встретиться с врагом один на один и прямо и честно "прояснить ситуацию". Дело в том, что это обычно работает в реальной жизни – если враг, конечно, не полный псих и отморозок, и речь не идёт о "тёрках" за какие-то конкретные интересы. В простых "выяснениях отношений" это самый правильный вариант – прийти к человеку и предложить решить вопрос. Если вокруг нет зрителей (а именно они в большинстве случаев вольно или невольно провоцируют пацанское меряние "кто круче") – дело имеет хорошие шансы на успех. Я знаю, о чём говорю – сам раза два решал так вопросы (и первый раз – как раз в том вот возрасте): подходил к человеку, у которого против меня что-то было, и прямо говорил: "ну, что мы будем ни то, ни сё… хочешь побить – так давай, побей…" Ситуация получается интересная – твой противник уже и драться-то не хочет, ему смысла нет, потому что бить-то тебя он хотел не ради самого процесса, а "на зрителя", да под ситуацию. Ни того, ни другого в созданной вами "ловушке" нет – и ваш противник, если он вменяемый, охотно идёт на мировую. А дальше, уже при народе, ему как бы и неудобно заново всё начинать…
Всех проблем в жизни это не решает, но мозги вправить маленько очень даже может, да.

То есть, Володя совсем не дурак. И мы готовы ему сопереживать, и очень жалко, что не получилось у него на следующее лето поехать в Белый Ключ – представляете, как это было бы славно?! Ну, после письма Надежды…

Целая маленькая повесть уместилась в пятой главе. Вполне как будто обычная – мальчик девочку нашёл… Но вот – сумел так чисто и хорошо её Крапивин нам рассказать, что получилась, как это и должно в таких случаях быть, Самая Первая В Мире История Первой Любви.

Если бы Пятая глава стояла Первой – мы бы сразу иначе отнеслись к Володе, правда? Мы бы сразу начали сопереживать именно ему. За его неудавшееся второе лето с Надеждой, когда Володя не смог попасть в Белый Ключ… А горести маленького Кашки как бы немного померкли на этом фоне… Может, и правда – ну, подумаешь, переживает малявка, так и все переживают…

Дело, однако, в том, что перед Пятой главой идёт Глава Третья и Глава Четвёртая…

Знаете… Вот сейчас, с дистанции Опытного И Умудрённого Жизнью человека я цинично думаю: а вот не случилась бы у Володи встречи с Кашкой. И не случилось бы ему потом вернуться в Белый Ключ… И что? Попереживал бы парень. Письмами пообменивался… год, два… реже… и ещё реже… Но… Как там было сказано в Пятой Главе: в лагере "от скуки никто не страдал". Случайная фраза? Думаю, нет.

Итак, перед Пятой главой было ещё две главы. И в Третьей Главе мы увидели, что у маленькой "инфузории" была большая, едва ли не бесконечная жизнь. И большая-большая маленькая мудрость.

Был у Кашки в жизни такой человек – Пимыч.
И был у них с Кашкой один такой разговор. Маленький.

"– У матери попроси, – посоветовал Пимыч. – Небось даст…
– Мама уехала, – сказал Кашка и почувствовал, что в горле вырастает что-то твердое и угловатое, как маленький деревянный кубик.
– Ну, отец даст.
– У него операция. Они вместе уехали, – шепотом сказал Кашка. – Я с бабой Лизой живу…
– Ну… – начал Пимыч, но замолчал и задумался."

Кашка учился строить свой маленький мир. Рано учился. И были в этом мире челотяпики, был в этом мире кораблик, денег на который насобирать никак не получалось, потом были поезда с дивными людьми из "Заморских Стран". Песни. И Песня. Специально для него, для Кашки. Вот удивился бы Володя, узнай он, что специально для какой-то "инфузории" "громадные парни в чёрном с золотом форме" пели свою песню.

И снова был Пимыч. "Вот так Пимыч"…

А потом – был Костя. Свернувший на короткий миг со своей Дороги…

Такие люди, как Кашка, живут с какой-то своей, уже большой, необыкновенной мудростью. Поэтому им плохо с ровесниками. Они уже знают песни Дороги, видели огни дальних маяков… Им нужен уже кто-то большой, равный им, им нужны не весёлые забавы на лужайках и коротенькие тропинки в лагере – что им эти шумные игры, когда они знают про Костёр, про Дорогу больше, намного больше…

Нам не показали момент, в который Кашка "выбрал" Володю "своим рыцарем". Вначале создаётся ощущение, что Кашка просто хотел быть в этом действе – участвовать в турнире. Ему почему-то было важно, чтобы его не оттолкнули. Я написал "почему-то" не просто так – ведь Кашка с его "особостью", казалось бы, мог и не заморачиваться этой стрелково-рыцарской романтикой, уж он-то мог со своим воображением просто быть рядом: не обижают – и ладно. Обязательно надо стрелы подносить, в палатке спать? Ну, костёр, да, ну, песни, но перед началом тренировок и турнира Кашка все это себе толком вряд ли представлял. Что ему так сдался этот турнир? Что ему сдалось это оруженошество? Что ему, наконец, сдался этот Володя? Ведь Кашка до определённого момента ещё не знает, хорош ли его "рыцарь" – и только потом думает: "он хороший, только он вчера рассердился".

Наверное, в этом турнире, что-то такое было… Что-то настоящее, оттуда, с Дороги. И люди, которые участвовали в нём, были лучше, серьёзнее, интереснее тех же самых мальчишек и девчонок в лагере (читай – самих себя!). Их дело стало настоящим. И Костёр, которого ещё не было, но который Кашка уже чувствовал, ждал.

И всё-таки, для меня так и остался не до конца понятым вопрос – что для Кашки в самом начале было важнее – турнир или Володя? Увидел ли Кашка сразу в своём рыцаре человека, похожего на Костю, на тех парней в чёрно-золотой форме, на Пимыча?

Так или иначе, окончательный свой выбор он сделал в день турнира. Моля и провожая взглядом каждую стрелу: "попади, ну попади же!"
Выбор этот был простым и ясным. Уж с этим Кашке испытание "на правильность" держать не пришлось…

А вот у Володи до развязки (если она у него вообще когда-нибудь случится) было ещё далеко.

Уже понял он, что его оруженосец – человек стоящий, серьёзный, верный. Не раз понял. Хороший Кашка человек. Но маленький. Что Володя, нянька для него?

Впрочем, что там Володя? Подумаешь, пацан в двенадцать лет не замечает сохнущей по нему девчонки Райки. Вот уж казалось бы вожатый Сергей, весь такой понимающий – а чего это Серафима так покраснела от простого вопроса, а?..

И настало для Володи непростое время. Время выбора.

И кто тут может сказать, какой момент был решающим. В повести прямо указано, что началось всё с момента, когда Володя не сказал Кашке "нет"…

"– Иди ты на свои качели.
И Кашка пошел за ним следом"

Началось, да. Но нужна была целая цепочка. Последовательность выборов, которые, сжимаясь до упругости стальной пружины, создавали и создавали невыносимое напряжение.

Встреча с собакой. Ну, там понятно. Объяснять ничего не надо.
А вот резкий ответ Кашки про Костю уже интереснее. Кашка "впервые взглянул на Володю как равный. Даже с вызовом".

И Володя: "подумал, что это очень странно: откуда у Кашки такие друзья?"

Незначительный штрих? Но важный.

Интересно всё-таки, если бы не встретилась у них на пути эта псина, договорил бы Володя те слова…
"А то в самом деле в няньки запишут"…

И потом, кажется, начинается уже серьёзная дружба... Серьёзная... И всё-таки ещё какая-то не настоящая. Разве может при настоящей дружбе человек дать обещание приехать… не всерьёз. Даже не обратить внимания, какой ком столкнул с горы… Не думал Володя, предполагать не мог, что Кашка ринется обустраивать его поездку к себе в гости. Ну, стихи у Кашки, конечно, хорошие, настоящие… И на насмешки Володе теперь плевать. И всё-таки Кашка для Володи по-прежнему – малыш. Даже ещё не Младший брат. Потому что Старшие братья умеют и помнить, и держать обещания.

Есть в задачах выбора одна неприятная штука. Мне она хорошо знакома. И Володю я отлично понимаю, понимаю вот этот эпизод:

"Володя сказал это беззаботно, а у самого тут же заныло, заскребло на душе. Беспокойство – как злая мышь.
Он всегда не любил непонятные разговоры и загадки, полунамеки и хитрые взгляды. Это его злило. А здесь… Здесь было еще хуже. Он не понимал, что и почему хуже, только почувствовал: чтобы не стало совсем плохо, надо решить все мгновенно".

Знаете, в чём тут собака порылась? В самой последней фразе: надо решить все мгновенно.

Взрослые, мудрые люди, вы понимаете, что вопрос и в самом деле решён. Одна заноза вырвана. Райки больше не будет в его жизни. И Володя довольно быстро исчезнет из жизни Райкиной. Не так быстро, конечно, как хотелось бы… и не так безболезненно… Через год, может, останется где-то на границе памяти туманным воспоминанием, причиняющим тупую боль… А взрослая Райка так и вовсе, глядишь, не сразу вспомнит, что за "Володя" такой промелькнул когда-то в её детстве...*

Не решил бы тогда, не вырвал бы занозу – наверное, получилось бы хуже. Наверно.

Тут, правда, есть одно "но". Вот этот, именно этот выбор делать Володю никто не понуждал. Никакого фактического цейтнота не было. Выбор в этот момент был сделан только для его, Володиного, душевного равновесия. Нет? Да?

"Он смутно чувствовал, как рвутся между ними ниточки-паутинки. Ниточки, о которых он раньше не догадывался. Но рядом стоял весь натянувшийся, напряженно ждущий ответа Кашка, соучастник его победы, верный и доверчивый оруженосец. И это было главнее"**

Но я думаю – а может, Райка сама виновата? А может нефиг было эти девчоночьи прятки устраивать! Влюбилась – подойди и скажи…
Смешно, правда?

И наконец, всё сплелось в финал.
И наконец, герой повести должен пройти черту. Завершающее испытание, которое проходят почти все герои Крапивинских книг. Завершающий выбор. Кому причинить боль? Тому, кто на самом деле, в глубине души – дороже, или тому, кто более хрупок и может не выдержать удара? Уступить нравственному или практическому… Выбор Журки, выбор Серёжи Каховского, выбор Джонни Воробьёва (помните – мин-даль!)… Выбор Алёшки из "Лётчика".

…Правда, как ни странно это звучит, но у них сам выбор был проще. Там не нужно было выбирать между двумя людьми. Разве что только между собой и другим… Не считать же таким выбором побег к Лётчику с Дня рождения Маши.

Кто-то может сказать, что и Володя не делал выбора между Надеждой и Кашкой. Всё-таки и люди это совсем разные, и дружба совсем разная. По законам "здравого смысла" не должны были погубить настоящую дружбу три пропавших дня. Не должна была мешать одна дружба другой. К тому же, и Кашка всё понял, понял, что Белый Ключ – это важно. Райку он ревниво "оттолкнул" и, наверное, забыл, а здесь-то всё серьёзно.

Я думаю, и Надежда всё поняла правильно. Такая девчонка, которая сумела написать ПИСЬМО...

...В последние секунды всё решала мелочь. Каждая. Их было много. Когда встретились два письма, всё повисло на волосинке.

Что её оборвало? Вот эта Кашкина хрупкость и одновременно – стойкость? Случайность, когда для того, чтобы записать адрес, Володе не подвернулось другой бумажки, кроме Кашкиных стихов? Понимал ли Володя, что если он сейчас не поедет с Кашкой – потом закрутят его "другие дороги"… Понимал ли он, что очень важен, жизненно важен для Кашки именно этот Володин выбор. Именно сейчас. Дело ведь не в том, чтобы подождать месяц, два, год… Кашка бы сумел, смог. Но… сколько же можно рвать нити?

Значит, всё же нашёл, уловил Володя эту еле слышную струну? Научился чувствовать беззвучный, отчаянный крик? Вот в тот, сжавший в себе всё время мира, момент, повиснув на борту грузовика, чувствуя нервную вибрацию мотора…

* * *

*а впрочем, не факт - обратите внимание на её поведение в критическую минуту - когда Володя просит её зайти к родителям и передать, что не приедет. Она опять всё мгновенно поняла!

**забавная штука, у кого есть современное издание "Оруженосца Кашки" - обратите внимание, где вкралась опечатка? У меня в "детлитовском" издании 1980-го года использовано слово "главнее". А в электронном варианте, который я использовал для цитирования - "главное".
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 70178
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #2 : 26 Июнь 2015, 18:32:01 »
Особенно любил у него "Мальчик со шпагой"  :good:
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 70178
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #3 : 26 Июнь 2015, 18:52:27 »
Но все же ранний Крапивин мне нравится гораздо больше. "Оруженосец Кашка", "Всадники со станции Роса", "Мальчик со шпагой"... Они лучше, чем более поздние его книги. Имхо, разумеется.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #4 : 26 Июнь 2015, 18:57:11 »
Но все же ранний Крапивин мне нравится гораздо больше.
Мне тоже.  :)
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #5 : 26 Июнь 2015, 18:59:24 »
Первыми были "Дети синего фламинго". Долгое время больше всего любила "Мальчика со шпагой". Но чаще всего перечитывала "Голубятню" и "Трое с площади Карронад". И да, то, что написано до 90-х годов,мне нравится больше. Читала кое-что из позднего - не прониклась, а кое-что даже бросила, не дочитав.
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #6 : 26 Июнь 2015, 19:05:03 »
   
«Если бы у нас была мафия, я бы сравнил деда с каким-нибудь Доном»
 
 Интервью с внуком культового писателя, флаг-капитаном «Каравеллы» Петром Крапивиным.
http://www.teenstyle.su/petya_krapivin
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #7 : 26 Июнь 2015, 21:49:44 »
Я раннего не читал почти ничего, позднего тоже не много. В основном "среднего" - 80-х гг.

Оффлайн Марфенька

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12159
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #8 : 27 Июнь 2015, 21:32:36 »
О Крапивине.
Я его узнала на Альде, и вместе с восторгом пришло недоумение, даже шок - как же это меня, вечно читающего ребенка, Крапивин в детстве обошел?! Упивалась просто его книгами, но начала тоже с раннего и среднего. И слава Богу.
А последнее, что на сегодняшний день прочла - "Кораблики или "Помоги мне в пути". И всё - после этой книги читать не смогла, к сожалению. Пока во всяком случае.  Есть у Крапивина одна нотка, которая чуть слышна была в более раннем творчестве, а в этой книге - прямо зазвучала. Подробнее изъясняться не буду, может, это мне и кажется, а мое кажется - не истина в последней инстанции.
Но если Микк это прочитает - он меня поймет, как я думаю.
У Крапивина в книгах - изумительный Севастополь! За него только ему поклон и благодарность великая, не говоря уж об остальном.
Я привык улыбаться людям, как знакомым своим.
Счастье – это как торт на блюде, одному не справиться с ним. (с) :)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #9 : 27 Июнь 2015, 21:38:34 »
"Кораблики или "Помоги мне в пути"
Не читала.
Есть у Крапивина одна нотка, которая чуть слышна была в более раннем творчестве, а в этой книге - прямо зазвучала.
Если это то, о чем я думаю, то понимаю, хотя в любимых книгах я такого не припомню.
У Крапивина в книгах - изумительный Севастополь!
Да! Когда я впервые приехала туда, меня не покидало ощущение, что я здесь уже была, словно вернулась домой. Думаю, не в последнюю очередь, это ощущение было оттуда, из его книг.
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45718
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #10 : 27 Июнь 2015, 21:41:35 »
А стихи Крапивина любите?
Есть чудесные!

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45718
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #11 : 27 Июнь 2015, 21:44:10 »
Когда тебя замучил враг,
И с треском лопнуло терпенье,
Ты сделай самый главный шаг,
Ты сделай самый главный шаг, -
Ты вспомни раковины пение...

Поднимем якорь поутру,
На корабле у нас порядок.
По солнцу выверен маршрут,
По солнцу выверен маршрут,
И в трюмах сложены заряды.

Теперь для страха места нет
И больше прятаться не надо.
С тобой клинок и пистолет,
С тобой клинок и пистолет,
И за тобой твоя команда.

Натянут туго такелаж -
Звенят, звенят стальные штаги,
И лихо точит экипаж,
И лихо точит экипаж
Свои испытанные шпаги.

Теперь пускай враги дрожат:
Пошел на гафель флаг крылатый -
Совсем не знамя грабежа,
Совсем не знамя грабежа
"Веселый Роджер" - флаг расплаты.

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45718
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #12 : 27 Июнь 2015, 21:45:00 »
Вот - очень Крапивинское!

Если вдруг покажется пыльною и плоскою,
Злой и надоевшею вся Земля,
Вспомни, что за дальнею синею полоскою
Ветер треплет старые марселя.

Над морскими картами капитаны с трубками,
Дым пуская кольцами, спорят до утра,
А у моря плотники топорами стукали -
Над ветрами синими рос корабль.

Крутобокий, маленький  вырос, встал на стапели
И спустился на воду он в урочный час.
А потом на реях мы паруса поставили,
И, как сердце, вздрогнул наш компас.

Под лучами яркими, над морскими кручами,
Положив на планшир тонкие клинки,
Мы летим под парусом с рыбами летучими,
С чайками, дельфинами наперегонки.

У крыльца, у лавочки мир пустой и маленький,
У крыльца, у лавочки куры да трава,
А взойди на палубу, поднимись до салинга,
И увидишь дальние острова.

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #13 : 27 Июнь 2015, 21:45:16 »
А стихи Крапивина любите?
Есть чудесные!
Люблю :blush22:
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #14 : 27 Июнь 2015, 21:45:39 »
Когда мы спрячем за пазухи
      ветрами избитые флаги
и молча сожжем у берега
      последние корабли,
наш маленький барабанщик
      уйдет за вечерним солнцем
и тонкой блестящей льдинкой
      растает в желтой дали.
От горького пепелища,
      от брошенных переулков,
где бьют дожди монотонно
      по крышам, как по гробам,
от злой измены, что рыщет
      в домах опустелых и гулких,
наш маленький барабанщик
      уйдет, не сдав барабан.
Но есть утешенье - как будто
      последний патрон в обойме,-
последняя горькая радость,
      что каждый из нас был прав.
И вот потому над планетой
      шагает наш барабанщик -
идет он, прямой и тонкий,
      касаясь верхушек трав.
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 70178
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #15 : 27 Июнь 2015, 21:46:31 »
Стихи люблю.
"Синий краб", "По реке Фонтанке лодочка плывет" и другие - помню с детства.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #16 : 27 Июнь 2015, 21:50:41 »
Иногда память детства приходит ко мне
Среди северных гор и лесов...
Голубая звезда в незамёрзшем окне
И летящая тень парусов...
Снова ночь опустила на старый причал
Непроглядную темень свою.
Над рулонами карт оплывает свеча,
Тайна смотрится в окна кают.

Эту тайну другим не понять.
Эту память у нас не отнять.
И когда перед дальним путем
Сердце, дрогнув, забьётся несмело,
Перед тем, как идти,
Я зову, чтоб в пути
Догнала меня
Тень Каравеллы...

Мой товарищ, когда онемеет рука,
Вспомни вновь, что и ты рулевой
И водил наш корабль сквозь янтарный закат
На свинцовый рассвет штормовой.
Путь бывает тяжёл, но никак не поймёшь,
У костра, засыпая к утру:
То ли волны шумят,
то ли сосны гудят,
То ли мачты скрипят на ветру...

Да и как это можно узнать,
Если видишь в пути то и дело,
Как скользит по дорожным камням
Здесь и там
Быстрокрылая
Тень Каравеллы.

1961 г.
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #17 : 27 Июнь 2015, 21:53:01 »
Если вдруг покажется пыльною и плоской,
злой и надоевшей вся земля,
вспомни, что за дальнею синею полоской
ветер треплет старые марселя.
Над морскими картами капитаны с трубками
дым пускали кольцами, споря до утра.
А на утро плотники топорами стукнули -
там у моря синего рос корабль.
Крутобокий, маленький вырастал на стапеле
и спустился на воду он в урочный час,
а потом на мачтах мы паруса поставили,
и, как сердце, дрогнул наш компас.
Под лучами ясными, под крутыми тучами,
положив на планшир тонкие клинки,
мы летим под парусом с рыбами летучими,
с чайками, с дельфинами наперегонки.
У крыльца, у лавочки мир пустой и маленький,
у крыльца и лавочки - куры да трава.
А взойди на палубу, поднимись до салинга -
и увидишь дальние острова.
 :)
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #18 : 27 Июнь 2015, 21:53:35 »
В парусиновых брюках, широких, залатанных, длинных
Мы ходили вразвалку, чуть набок была голова,
Мы придумали море – таким, как на старых картинках –
И условились так, что открыты не все острова.

Мы придумали город, в нем сушатся старые сети,
И причал, и базар, одинаково рыбой пропах,
Мы придумали город, в котором суровые дети,
И развешаны компасы вместо часов на столбах.

Мы придумали честность – такую, что дай Бог любому,
Если где-то беда, ты попробуй-ка, спрячь-ка глаза.
Если крик за окном, ты попробуй не выйти из дома,
Если в шторм тонет кто-то, попробуй гасить паруса.

А потом, как положено, возраст такой наступает –
Вырастаем из улочек детства, из детской мечты,
Стрелка полюс меняет, и город придуманный тает,
И пора уходить, и пора нам сжигать корабли…

Только я не сумел, я повадку сменил и походку,
Ну а парус не смел, чтобы могуча была и крепка,
Золотистой янтарной смолой просмолил свою лодку,
И отправил на ней по морям своего двойника.

Если что-то не так, если в сердце тревожная вьюга,
Если сплетни заполнили все, через моря и года
Приплывает ко мне Капитан в парусиновых брюках,
«Ничего, говорит, не печалься, пройдет, не беда…»
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45718
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #19 : 27 Июнь 2015, 22:13:20 »
 :laugh27:



Пашка – какашка,
Рваная бумажка.

1943 г.
Тюмень

Это своё первое стихотворение автор приводит по памяти, так как в момент его создания он писал ещё неумело, печатными буквами. Строчки эти посвящены соседу Павлику Ш., который был на три года старше автора. При конфликтных ситуациях автор не раз исполнял их вслух, вследствие чего старшие члены семьи однажды приняли педагогические меры воздействия, не проявив дальновидности и не рассмотрев в юном авторе литературного дарования.

Крапивин
Синий краб

Оффлайн Нэд Нуарб

  • созерцатель архетипов, губернатор Барбадоса
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 6578
  • Д++ ММММ
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #20 : 27 Июнь 2015, 22:13:55 »
Если это то, о чем я думаю, то понимаю, хотя в любимых книгах я такого не припомню.
Заинтриговали.  :un11:
mens agitat molem

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45718
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #21 : 27 Июнь 2015, 22:19:44 »
А я тоже не поняла, о чем вы.

Оффлайн Нэд Нуарб

  • созерцатель архетипов, губернатор Барбадоса
  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 6578
  • Д++ ММММ
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #22 : 27 Июнь 2015, 22:23:25 »
Крапивин прошел как-то мимо меня. В детстве читал какую-то повесть в журнале "Пионер" - вроде, о мальчике-фехтовальщике.
mens agitat molem

Оффлайн Марфенька

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12159
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #23 : 27 Июнь 2015, 22:23:48 »
А я тоже не поняла, о чем вы.
И не надо.  ;D
Я привык улыбаться людям, как знакомым своим.
Счастье – это как торт на блюде, одному не справиться с ним. (с) :)

Оффлайн Марфенька

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12159
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #24 : 27 Июнь 2015, 22:25:51 »
Мухина-Петринская тоже любила Севастополь. В "Кораблях Санди" он чудесный. Поэтому, может, я за это сразу полюбила и Крапивина.  :)
Я привык улыбаться людям, как знакомым своим.
Счастье – это как торт на блюде, одному не справиться с ним. (с) :)

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 70178
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #25 : 27 Июнь 2015, 22:28:23 »
Крапивин прошел как-то мимо меня. В детстве читал какую-то повесть в журнале "Пионер" - вроде, о мальчике-фехтовальщике.
Это "Мальчик со шпагой" - о фехтовальном клубе "Эспада"
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45718
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #26 : 27 Июнь 2015, 22:32:05 »
А я думаю с Дашей приобщиться.
Грустные у него истории- про Сережку, например.

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45718
Re: Владислав Крапивин"
« Ответ #27 : 27 Июнь 2015, 23:04:11 »
Жил-был старый корабельный мастер,
молчаливый, трубкою дымящий.
И однажды сделал он кораблик -
маленький, но будто настоящий.
          Был фрегат отделан весь, как чудо, -
          от бизани до бушпритной сетки...
          Но однажды старый мастер умер,
          и корабль остался у соседки.
Что ж, она его не обижала,
пыль сдувала, под стеклом держала,
только ей ни разу не приснился
голос шквала или скрип штурвала.
          Что ей море, якоря и пушки?
          Что ей синий ветер океана?..
          Куковала хриплая кукушка,
          по стеклу ходили тараканы...
Среди шляпок, старых и затасканных,
пыльных перьев и гнилого фетра,
как он жил там - парусная сказка,
чайный клипер, сын морей и ветра?..
          Что он видел темными ночами,
          повернув бушприт к окну слепому?
          Ветра ждал упрямо и отчаянно?
          Или звал кого-нибудь на помощь?
И проснулись влажные зюйд-весты.
Закипели грозовые воды.
Сдвинули потоки домик с места,
унесли кораблик на свободу.
          Он уплыл по золотым рассветам,
          по большим закатам ярко-красным.
          Пусть его хранит капризный ветер
          на пути далеком и опасном.

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #28 : 27 Июнь 2015, 23:31:59 »
Грустные у него истории

Есть и весёлые. "Бегство рогатых викингов", например.

Оффлайн Aliena

  • Капитан-командор
  • ****
  • Сообщений: 4968
  • Между Оренбургом и Уфой
Re: Владислав Крапивин
« Ответ #29 : 28 Июнь 2015, 05:16:38 »
Есть и весёлые. "Бегство рогатых викингов", например.
Джонни веселый, да)

"...Бабка была еще крепкая. Высокая, худая и сутулая. Она колюче глянула на ребят из-под клочкастых бровей, и Стасик торопливо посмотрел назад: открыта ли калитка.
– Здрасте… – сказал Борька.
– Нету макулатуры! – заговорила бабка голосом, неожиданно чистым и громким. – И железа нету! Ничего нету!
– И не надо, – поспешно сказал Борька. – Мы к вам, бабушка, по другому делу.
– И никаких делов нету! Хулиганство одно, – неприступно отвечала бабка Наташа, зачем-то подбирая с земли хворостину, похожую на гигантский крысиный хвост.
Стасик жалобно сказал:
– Никакого хулиганства. Мы совсем наоборот…
– Ну и шагайте отседова, раз наоборот. И нечего собаку со двора сманивать! Брысь! – Она подняла хворостину, и Родька пушечным ядром влетел в ящик. Стасик и Борька зажмурились, но остались на месте.
– Непонятно вы говорите, – начал Борька, приоткрывая один глаз. – При чем тут хулиганство? Разве можно считать хулиганами всех людей?
– Я про людей и не говорю, – ворчливо ответила бабка. – А вас еще сколько надо палкой учить, пока людями станете.
– Не все же палкой. Можно и по-хорошему, – ввернул Стасик.
– С вами-то?
– С нами, – твердо сказал Борька. – Мы к вам по хорошему делу пришли. Починить что-нибудь, если надо, помочь где-нибудь. У нас пионерское звено для этого создано. Шефская работа.
– И чего это мне помогать… – неуверенно сказала бабка.
– Мало ли чего! – перешел в наступление Борька. – Забор починить или крыльцо… Или вон дверь на сарае! Ну, что за дверь!
– Чихнешь – и отпадет, – сказал Стасик.
Дверь и правда была никудышная. Три кое-как сбитых доски висели на одной петле.
– Мы бы вам такую дверь отгрохали, – мечтательно сказал Стасик.
– "Отгрохали", – опасливо повторила бабка. – Еще стянете чего-нибудь из сарая-то.
Братья Дорины оскорбленно вскинули головы.
– Во-первых, – сказал Борька, – мы не жулики…
– Во-вторых, – сказал Стасик, – было бы что тянуть! Золото, что ли, там спрятано?
– Там у меня коза, – с достоинством ответила бабка Наташа.
Борька вздохнул и устало спросил:
– Бабушка! Ну подумайте, зачем нам коза? В велосипед запрягать?
Бабка смотрела то на ребят, то на дверь. Дорины с обиженным видом ждали. Родька опять вылез из ящика и тявкал на Маргарина.
– А… почем возьмете-то? – поинтересовалась бабка Наташа.
– Да что вы, бабушка! – хором сказали братья..."

"Мушкетёр и фея (Бегство рогатых викингов)"
 :D
В настоящей волшебной сказке счастливая концовка обязательна(с)