Автор Тема: Фэнтези  (Прочитано 19472 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кэп

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1734
Re: Фэнтези
« Ответ #60 : 04 Октябрь 2014, 21:02:09 »
А вот такое ещё не читал?

Наталья РЕЗАНОВА цикл "Империя Эд-и-Карниона":
<...>

Нет, вроде не читал. Спасибо, скачал, почитаю.  :)
The show must go on.

Оффлайн Кэп

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1734
Re: Фэнтези
« Ответ #61 : 05 Октябрь 2014, 22:37:54 »
Покопался в памяти и в компе, вспомнил - читал я одну вещь Натальи Резановой, "Княжеская ведьма" называется. Не могу сказать ничего плохого, но это не фэнтези. Это некий непонятный для меня жанр, когда события происходят в обычном мире, вот только... несуществующем. Сама история, рассказанная в этой книге - она такая, ну, своеобразная, что ли. И то, что эта история происходит в несуществующем мире, по моему, делает её беднее. Сама-то история рассказана неплохо, но без реального фона она, как мне кажется, становится эдакой плоской, схематичной, теряет глубину. Нет в ней ни реальной жизни, ни заменяющей её фантазии. Имхо, конечно.  :)

Так всё же, какой смысл в подобном жанре, кто как считает? Интересно было бы понять.  :)
The show must go on.

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2068
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Фэнтези
« Ответ #62 : 05 Октябрь 2014, 22:48:46 »
читал я одну вещь Натальи Резановой, "Княжеская ведьма" называется.
Это ранняя вещь Натальи. Ее лет 15 не могли опубликовать, считали слишком мрачной.
А здесь мой отзыв на книгу http://alciona.net/forum/index.php?topic=119.0 (в первоначальном виде он как раз в 1990-х и был написан).

Это некий непонятный для меня жанр, когда события происходят в обычном мире, вот только... несуществующем.
Да нет, там наш реальный мир, но несуществующая страна. Это часто встречается не только у Натальи.

Оффлайн Кэп

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1734
Re: Фэнтези
« Ответ #63 : 05 Октябрь 2014, 22:59:31 »
Это ранняя вещь Натальи. Ее лет 15 не могли опубликовать, считали слишком мрачной.
А здесь мой отзыв на книгу http://alciona.net/forum/index.php?topic=119.0 (в первоначальном виде он как раз в 1990-х и был написан).
Да нет, там наш реальный мир, но несуществующая страна. Это часто встречается не только у Натальи.

Да, несколько несуществующих стран в нашем мире - ну, в принципе, это то же самое. Так вот, у меня вопрос и возникает - почему не поместить эту историю куда-нибудь в Германию времён Религиозных войн, чтобы появились некие движущие силы событий? Что в этой истории такого, что она якобы имеет ценность сама по себе, без всяких внешних мотивов? Там эдакий отрицательный главный герой - ну прямо локальная модель дьявола, носитель абсолютного зла, как будто зло можно по бутылкам разливать, вот он где-то пару бутылочек купил, принял - и состоялся.  ;D
The show must go on.

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2068
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Фэнтези
« Ответ #64 : 05 Октябрь 2014, 23:15:13 »
Да, несколько несуществующих стран в нашем мире - ну, в принципе, это то же самое. Так вот, у меня вопрос и возникает - почему не поместить эту историю куда-нибудь в Германию времён Религиозных войн, чтобы появились некие движущие силы событий?
Хотя бы потому, что действие происходит на несколько веков раньше и несколько в другой стране) Там другая психология. В эпоху Религиозных войн  у героини не было бы ни малейшего шанса.
Но вообще-то, Наталья любит придумывать либо несуществующие страны в нашем мире, либо вообще другие миры со своей историей. Почему нет? Это все фантастика и фэнтези, т.к. у героине есть особые способности, за что ее ведьмой и считают.

Там эдакий отрицательный главный герой - ну прямо локальная модель дьявола, носитель абсолютного зла,
Это мнение героини, а на самом деле герой вполне обычен.

Оффлайн Кэп

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1734
Re: Фэнтези
« Ответ #65 : 05 Октябрь 2014, 23:40:13 »
Хотя бы потому, что действие происходит на несколько веков раньше и несколько в другой стране) Там другая психология. В эпоху Религиозных войн  у героини не было бы ни малейшего шанса.

Во-от, то есть где-то это могло быть, а где-то нет - причём во вполне известных странах.  :)

Цитировать (выделенное)
Но вообще-то, Наталья любит придумывать либо несуществующие страны в нашем мире, либо вообще другие миры со своей историей. Почему нет? Это все фантастика и фэнтези, т.к. у героине есть особые способности, за что ее ведьмой и считают.

Во-первых, нет в этой книге ничего про эту несуществующую страну, даже в качестве фона, т.е. история висит в воздухе, вне времени и пространства - так, мелькают какие-то названия. Особые же способности героини никакой роли ни в развитии сюжета, ни в развязке не играют, всё решают колющие предметы.  ;D

Я, вообще-то, не стараюсь высказать какие-то выношенные мысли или убеждения, а просто пытаюсь порассуждать. И вот у меня возник вопрос - для чего тут нужна выдуманная страна? Цель-то какая?  :)


The show must go on.

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2068
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Фэнтези
« Ответ #66 : 06 Октябрь 2014, 00:00:50 »
нет в этой книге ничего про эту несуществующую страну, даже в качестве фона, т.е. история висит в воздухе, вне времени и пространства - так, мелькают какие-то названия.
Так названия-то были говорящие.

Особые же способности героини никакой роли ни в развитии сюжета, ни в развязке не играют, всё решают колющие предметы. 
Да нет, способности как раз играют роль -- без своих знаний и способностей героиня просто не выжила бы. Проблема же в том, что попытка контролировать героя  с помощью этих способностей приводит к прямо противоположному результату. А иначе и быть не может -- в силу некоторых причин героиня плохо понимает людей.

И вот у меня возник вопрос - для чего тут нужна выдуманная страна? Цель-то какая? 
Наталья считает (впрочем, не только она), что история для того, чтобы быть правдивой, должна быть фантастичной. Люди привыкли оценивать историю по школьным учебникам, а школьный учебник от реальности далек. Но в силу привычности учебников реальная история редко принимается читателем. Он в нее просто не верит. Поэтому надо либо исказить реальную историю, чтобы в нее поверили, либо придумать выдуманный мир и изобразить в нем многие реальности нашего. Но под другими именами. Наталья считает, что второй способ -- выдуманный мир -- честнее.

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Фэнтези
« Ответ #67 : 06 Октябрь 2014, 08:29:29 »
Так всё же, какой смысл в подобном жанре, кто как считает? Интересно было бы понять.

Не совсем о том, но, по-моему, что-то общее есть:

Цитировать (выделенное)
Настоящий Физик начинается с детства. Год за годом он открывает для себя мир, открывает по книгам, в которых спрессованы уже добытые кем-то знания. Идёт стремительный процесс: прочитал одну книгу, бери другую, пожалуйста, сколько осилишь. Настоящий Физик с детства привыкает открывать мир в больших дозах. Каждый день новое, новое... Разогнавшись, он подходит к переднему краю. Дальше нет готовой дороги. Мчался человек по шоссе на гоночной машине, и вдруг нужно пересаживаться на бульдозер и медленно прокладывать дорогу. Метр за метром. Понятно, не в одиночку - работает целый дорожный отряд. Но всё равно нет прежней скорости. Чтобы пройти путь от азбучной физики шестого класса до квантовой электродинамики, Настоящему Физику требуется лет десять. Каждый год он видит новую картину мира. А потом, оказавшись на переднем крае, за те же десять лет он рассмотрит на этой картине лишь несколько новых штрихов.
Разумеется, есть много сглаживающих факторов и успокоительных рассуждении. Очередной метр дороги проложен у тебя на глазах и при твоём участии. И вообще по сравнению с прошлым веком наши дорожные машины стали в десять раз производительнее... Всё правильно. Но где-то в глубине души остаётся вечное... самокопание: так что же такое Вселенная, что было раньше и что будет потом?
- Поразительный метод мышления, - усмехнулся К. - Громоздите одну неточность на другую, выписываете такие вензеля, - он провёл трубкой в воздухе замысловатую кривую, - а в результате довольно правдоподобные выводы... Видите ли, Кира Владимировна, есть определённый коэффициент: чтобы проложить метр дороги, требуется энное количество труда. И коэффициент этот постоянно увеличивается. Так уж устроен наш мир.
- Но вот Горчаков не принял такое устройство мира.
- И ушёл из науки. Разве это выход?
- Не принять существующее - это уже очень много. Не принять, не смириться... Отсюда один шаг до борьбы.
- С чем?
- Если мир слишком медленно познаётся, его...
- Ну?
- ...его изменяют.
- Хотелось бы знать - как?
- Надо построить модель другого мира и изучать эту модель. Измените постоянную Планка - и вы получите модель совсем иного мира. Всё в нём будет иное: иная физика, иная химия, иная природа, иная жизнь... Таких моделей можно построить множество; среди них обязательно окажутся миры с более выгодным коэффициентом познаваемости.
Я мило улыбнулась и добавила:
- В самом деле, зачем изучать трудный реальный мир, когда можно построить модель нереального, но легко познаваемого мира?..

Я видела по глазам К., что мои шансы стать главным психологом всемирно известного института, которым К. руководит, катастрофически стремятся к нулю. Ещё бы - запросто выложила такую ересь... Впрочем, К. был Настоящим Физиком: на какую-то долю секунды он дрогнул, почувствовав в этом безумии определённую систему, и ответил почти спокойно:
- Наука, Кира Владимировна, изучает реальный мир. В этом её ценность. Математическую модель несуществующего, но легко познаваемого мира построить можно, не спорю. Мысль сама по себе изящная. Но, изучая модель несуществующего мира, вы будете делать несуществующие открытия. А зачем они нужны?.. Представим наш мир в виде плоскости. - Он провёл трубкой над столом. - Теоретически мы можем построить сколько угодно других плоскостей. Они оторвутся от нашей реальной плоскости и уйдут куда-то в сторону... - Трубка описала неопределённую дугу. - Возможно, по каким-то из этих плоскостей двигаться будет очень легко. Но чем быстрее вы будете двигаться, тем дальше уйдёте от реального мира.
Любовь к эффектам когда-нибудь меня погубит. Со змеями я влипла в историю именно по этой причине. И вот теперь я снова не удержалась от эффектного номера. Я попросила у К. его знаменитую трубку и провела ею от стола вверх:
- Вот так оторвётся от реальности модель несуществующего мира... - Я покрутила трубкой в воздухе. - ...Оторвавшись, она попетляет, а затем... трубка решительно пошла вниз, к столу, - ...а затем вновь пересечётся с плоскостью реального мира. Где-то далеко впереди строящейся дороги. И здесь, на линии пересечения, несуществующие открытия несуществующего мира прекрасно совпадут с реальными открытиями реального мира.

Валентина ЖУРАВЛЁВА "Приключение"

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 7447
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Фэнтези
« Ответ #68 : 06 Октябрь 2014, 08:54:19 »
Ух! Какая замечательная цитата.

А мне кажется, что нереальные миры создаются в литературе, чтобы мы себя познали лучше, каждый, кто читает, сам себя. Где-то что-то утрировано, где-то что-то упрощено, а то, что автор хотел сказать, то, на что он указывает виднее. Например в известном старинном фэнтези Иван-царевич держит слово данное отцу до такой степени, что женится не на девушке с лицом изрытым оспой (что было бы реальнее), а на лягушке (что в рамках нашего мира не укладывается) и остается ей верен и предан, т.к. он имеет честь, что собственно и хотел сказать автор. А теперь поменяйте лягушку с девушкой, сразу все становится размытей, хоть и реальней, и не так подчеркнута его потеря (ну и что, "с лица воду не пить2 и т.д).

А уж что касается истории, то в рамках реальной истории (включая историю из учебника поскольку факты менять сложнее, чем их трактовку, хотя и их можно, хоть и не всегда) труднее показать и сказать то, что хочешь. В этом смысле мне всегда было жалко Дюма, которому в рамках истории пришлось таки убить Карла1.

Может быть фэнтези, в любых ее отклонениях от реальности (от абсолютно чуждых миров, населенных чудищами, до мира почти нашего, но с другой историей), и упрощенная литература, где вывод подчеркнут и лежит сверху, но может это и неплохо.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн Марфенька

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12159
Re: Фэнтези
« Ответ #69 : 06 Октябрь 2014, 10:27:18 »
Ух! Какая замечательная цитата.

А мне кажется, что нереальные миры создаются в литературе, чтобы мы себя познали лучше, каждый, кто читает, сам себя. Где-то что-то утрировано, где-то что-то упрощено, а то, что автор хотел сказать, то, на что он указывает виднее.
Да, цитата - ух!

А мне еще вспомнился - по-моему, можно сопоставить - спектакль, который я весной смотрела в "Сатириконе". "Отелло" Шекспира в современных декорациях и костюмах. В первые минуты это как-то смутило. Но потом было такое чувство, что костюмы и декорации, соответствующие тому времени, в какой-то степени заслонили бы текст. А так он обнажился до сердцевины, со всеми своими нервами - и просто потрясал всё существо.
И в фэнтези - убирается привычное, чтобы глаз за него не цеплялся.
А еще смысл жанра в том, как мне кажется - что человеку свойственно мечтать о чудесах, о новых временах и мирах. И это надо как-то выразить, высказать. 
Я привык улыбаться людям, как знакомым своим.
Счастье – это как торт на блюде, одному не справиться с ним. (с) :)

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Фэнтези
« Ответ #70 : 06 Октябрь 2014, 11:10:36 »
Не могу сказать ничего плохого, но это не фэнтези. Это некий непонятный для меня жанр, когда события происходят в обычном мире, вот только... несуществующем.

Я этот жанр для себя называл "псевдоисторией", но теперь предпочитаю термин "квазиистория", поскольку в "псевдоистории" изначально заложен этакий негативный смысл. Квазиистория может быть связана с фэнтези, а может и не быть.
Кстати, у той же Погодиной в "Джунгаре" действие по сути тоже в вымышленных странах идёт, хотя протитипы весьма узнаваемы. Но она не могла назвать Китай Китаем, а Тибет Тибетом, поскольку тех событий, о которых она рассказывает, там не происходило.
А суть, в общем, да, вот в этом:

в рамках реальной истории (включая историю из учебника поскольку факты менять сложнее, чем их трактовку, хотя и их можно, хоть и не всегда) труднее показать и сказать то, что хочешь. В этом смысле мне всегда было жалко Дюма, которому в рамках истории пришлось таки убить Карла1.

Несмотря на всё право на вымысел, автор исторических романов сильно связан. А.К.Толстой мог казнить Басманова и Вяземского на 5 лет раньше, но изобразить царствование Ивана Грозного без опричнины не мог никак.
Отсюда мода на АИ. Но хорошая АИ по сути связана не меньше. Авторы, сплошь и рядом с лёгкостью неимоверной кромсающие историю в соответствии со своими политическими взглядами, раздражают неимоверно. Вот даже помнится в романе, который очень понравился - "Да не опустится тьма!" Спрэгга де Кампа - сильно царапнул слишком лёгкий переход Велизария на сторону остготов.
У автора квазиисторических романов степень свободы гораздо больше. Он должен считаться лишь с общими закономерностями исторического развития, а всю конкретику может повернуть, как захочет. Что можно было бы сказать о романе, в котором Прокопий Кесарийский убил Юстиниана, а Велизарий женился на Амаласунте и стал императором объединённой Византийско-остготской державы? Спросить: чем автор обкурился? А вот Кей в "Сарантийской мозаике" переименовал Константинополь в Сарантий, дал всем другие имена и получил свободу крутить сюжет, как хочется. Неплохой роман вышел.

Оффлайн Кэп

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1734
Re: Фэнтези
« Ответ #71 : 07 Ноябрь 2014, 22:52:26 »
Почитал я цикл Резановой "Империя Эд-и-Карниона" (одну из этих книг, "Дорога висельников", как выяснилось, я читал и раньше) и соглашусь, что для этого цикла выдуманная страна - необходимый антураж. Но на "Княжескую ведьму" это мнение не распространяется.  :D

Продолжаю читать женское фэнтези. Попалась не новая уже книга Киры Измайловой "Случай из практики". Никаких попаданок, блистающих в новом мире, хотя в старом максимум, на что они годились - не уронить мобильник в унитаз. Главная героиня - так называемый "судебный маг", Шерлок Холмс с магическим уклоном - воистину крута. Даже любовная линия - и та нетривиальна. Мне лично понравилось. Есть продолжение, но я его ещё не читал.  :)
The show must go on.

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45719
Re: Фэнтези
« Ответ #72 : 21 Ноябрь 2014, 23:17:41 »
Наталья Резанова
Последняя крепость


У главной героини во время религиозной войны ее народа с могущественной Империей, в пещере Наама погибли все родственники. Героиня не стала сражаться с ветряными мельницами Империей, ни даже с главными лицами Империи - за время, прошедшее с тех пор, они сменялись слишком часто.
Понятно, что за Наамой скрываются события, описанные Иосифом Флавием. Нааму можно назвать Иотапатой, или Масадой, или Гамалой. Вот только сухие исторические описания Историка все равно сильнее, нежели события в повести.
Сравните:

Чем хвастаемся, славное воинство? Чем похваляемся? Вся армия империи не могла взять одну крепостишку в горах. Горстка людей с женами и детьми… самые злобные и страшные враги империи, сказали нам, когда вызвали с северных границ, потому что войска стягивали со всех провинций… и тащили под стены Наамы катапульты и баллисты, строили насыпи и возводили осадные башни… а мы, дураки, тем временем перлись маршем через всю империю… — Он уже не мог остановиться, хотя знал, что сейчас будет, потому что так бывало всегда. Но если уж он начинал говорить о том, что вышвырнуло его из рядов лучшей армии в мире, о том, что заставляло его кидаться в драку, доходящую до смертоубийства, при слове «Наама» и пить целыми днями, чтобы ночью не видеть снов, — он должен был говорить до конца. То, что с ним произошло, объяснению не поддавалось. Он не был уже неопытным новобранцем, повидал множество сражений, оставлявших за собой горы трупов, — не чета ничтожному гарнизону Наамы, слышал хрипение смертельно раненных и вопли казнимых. Но мертвая тишина Наамы оказалась сильнее. — И все равно не могли победить. Мы подошли к Нааме как раз в тот день, когда ворота крепости оказались открыты. Командующий Аммон ожидал ловушки, и нас послали вперед. С чего бы нас, федератов, беречь? И мы были первыми, кто увидел… Они были мертвы, все, как в твоей песне, сволочь старая, отравили своих детей и перебили друг друга. Но не потому, что, как в песне поется, «испугались имперской карающей длани». Я их видел, вы, подонки, видел их лица. Они и в смерти смеялись. Над нами смеялись… И оставили закрома нараспашку. У них было полно зерна… и воды в колодцах. Аммон решил, что все отравлено, и велел рабам пробовать припасы и воду. Но они не снизошли до того, чтобы травить нас. Боги, как они презирали нас, как они нас презирали… — Бран уже слышал привычные уху смешки, гыканье, и ругань и, подняв кулаки, заорал, перекрывая все: — И правильно делали! Потому что мы — рабы! Последние свободные люди умерли в Последней Крепости!

Это Резанова.

А это Иосиф Флавий - об осаде и поражении крепости Масада.

Элеазар хотел еще продолжать свою речь, как они в один голос прервали его, бурно потребовали немедленного исполнения плана и, точно толкаемые демонической силой, разошлись. Всеми овладело ка кое-то бешенное желание убивать жен, детей и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу — нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохра нились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ. Обнимая с любовью своих жен, лаская своих детей и со слезами запечатлевая на их устах последние поцелуи, они испол няли над ними свое решение, как будто чужая рука ими повелевала. Их утешением в этих вынужденных убийствах была мысль о тех насилиях, которые ожидали их у неприятеля. И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжелого дела,—все убивали своих бли жайших родственников одного за другим. Несчастные! Как ужасно должно было быть их положение, когда меньшим из зол казалось им убивать собственной рукой своих жен и детей! Не будучи в состоянии перенесть ужас совершенного ими дела и сознавая, что они как бы провинятся пред убитыми, если переживут их хотя одно мгновение, они поспешно стащили все ценное в одно место, свалили в кучу, сожгли все это, а затем избрали по жребию из своей среды десять человек, которые должны были заколоть всех остальных. Распо ложившись возле своих жен и детей, охвативши руками их тела, каждый подставлял свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обя занность. Когда последние без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим, они с тем же условием метали жребий между собою: тот, кому выпал жребий, должен был убить всех девятерых, а в конце самого себя. Все таким образом верили друг другу, что каждый с одина ковым мужеством исполнит общее решение как над другими, так и над собой. И действительно, девять из оставшихся подставили свое горло деся тому. Наконец оставшийся самым последним осмотрел еще кучи павших, чтобы убедиться не остался ли при этом великом избиении кто-либо такой, которому нужна его рука, и найдя всех уже мертвыми, поджег дворец, твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства. Так умерли они с уверенностью, что не оставили ни одной души, которая могла бы попасть во власть римлян. Однако, одна старуха, равно и родственница Элеазара, женщина, которая по своему уму и образованию превосходила большинство своего рода, вместе с пятью детьми спрятались в подземный водопроводный канал в то время, когда всех остальных увлекла мысль об избиении своих близких. Число убитых, включая и женщин и детей, достигло 960. Это ужасное дело совершилось в 15-й день Ксантика[46].


Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45719
Re: Фэнтези
« Ответ #73 : 21 Ноябрь 2014, 23:57:09 »
И самое главное - конец невнятный. Я тоже не поняла - было ли ей ожидание мести дороже свершения?

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2068
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Фэнтези
« Ответ #74 : 22 Ноябрь 2014, 10:12:38 »
Понятно, что за Наамой скрываются события, описанные Иосифом Флавием. Нааму можно назвать Иотапатой, или Масадой, или Гамалой
Наама -- это Масада.

И самое главное - конец невнятный. Я тоже не поняла - было ли ей ожидание мести дороже свершения?
Нет. Это авторская концепция, связанная с прототипами Омри Га-Хода. Вот мой разбор повести, сделанный вскоре после выхода книги с свет.

1990-е года принесли новые тенденции в российскую фантастику. Социальные и политические изменения минувшего десятилетия, попытки национальной самоидентификации вызвали особый интерес читателей к истории, что нашло выражение в большой популярности жанров исторической и этнографической фантастики, в том числе альтернативной истории, псевдоисторического романа и фэнтези. Так как в массовом сознании фантастика ассоциируется с литературой исключительно развлекательной, подобное представление обеспечивает писателю-фантасту относительную свободу от идеологического давления и исторических стереотипов, позволяя затрагивать в своих произведениях серьезные исторические, философские и религиозные проблемы. Как справедливо отмечают критики, фантастический метод играет в этом случае роль камуфляжа.
   Тем не менее до последнего времени еврейская тема была почти не знакома российским фантастам и их читателям. Лишь малая пресса временами публиковала фантастику, в которой в той или иной степени затрагивалась еврейская тематика (достаточно вспомнить произведения Альберта Зеличёнка "Скажи "Шибболет" и "Купериаду"). Повесть Натальи Резановой "Последняя крепость" стала первым фантастическим произведением, полностью посвященным еврейской тематике и при этом опубликованным в центральном издательстве*.
 
   * Время от времени еврейскую тематику -- в частности, агадические сказания -- использует в своих произведениях Г.Успенский, хотя она и не является главной темой ни одного из его произведений. Однако необходимо отметить, что проживающий в Красноярске Успенский использует Агаду гораздо активнее и плодотворнее, чем проживающий в Израиле Амнуэль.
 
 
   На первый взгляд сюжет повести может показаться знакомым по многим произведениям фэнтези: взятие врагами последней крепости покоренной врагами вымышленной страны и гибель почти всех ее защитников кроме единственного ребенка, попытки выросшей девочки отомстить за гибель своих близких. Однако почти сразу же начинаются отличия от всех традиционных произведений фэнтези. Прежде всего ни на что не похожее описание народа нептаров, народа прирожденных мятежников, не являющихся "ничьими рабами кроме Бога". Основными темами повести "Последняя крепость" являются темы свободы и предательства. Сюжет повести затрагивает одну из самых трагичных страниц в еврейской истории -- осаду римлянами крепости Масада в конце Иудейской войны и последующее самоубийство всех ее защитников. Однако в произведении, полностью посвященном еврейской истории, ни разу не упоминаются слова "еврей", "Иудея" или "иудаизм", хотя Резанова щедро разбрасывает намеки на то, что послужило основой для сюжета повести, превратив ее в своеобразный ребус. Уже эпиграф "Последней крепости" состоит из цитат из "Иудейской войны" Иосифа Флавия, посвященной подвигу защитников Масады, и стихотворения Борхеса "Израиль", в тексте повести встречаются видоизмененные цитаты из "Второзакония", хотя Наталья Резанова ни разу не упоминает названия цитируемых произведений. Само название страны Нептара является слегка видоизмененным ивритским словом "нибтар", что значит, "избранный". Слово "нокэм" переводится с иврита как "мститель" (здесь Резанова следует примеру Фейхтвангера, который называл зелотов "мстителями Израиля"). Имя главной героини "Мавет" означает "смерть" (память о пережитой гибели родителей и собственном неудачном самоубийстве). Но Н.В. Резанова опять-таки не дает перевода имен или названий.
   Для любого человека, знающего еврейскую историю, не составляет труда провести параллели между событиями, послужившими предысторией для повести, и событиями реальными, тем более, что в "Последней крепости" Н.В. Резанова практически ничего не выдумывает.
   Очень характерен образ предателя Омри Га-Хода, составленного из биографий трех людей: Иосифа Флавия, римского полководца и еврейского отступника Тиберия Александра и апостола Павла. Конечно, прежде всего Омри -- Иосиф Флавий, но Иосиф, не ставший писателем, так что его предательство предстает во всей неприглядности, не приукрашенной талантом литератора. Надо сказать, что образ Иосифа Флавия немало волнует Резанову и неоднократно встречается в ее произведениях. "Гениальный подонок Иосиф", -- говорит о нем героиня романа "Золотая голова" и добавляет: "Он писал гораздо лучше, чем я ожидала. А человеком оказался -- гораздо хуже".
   В вымышленном мире Резановой Иосиф Флавий является полководцем, администратором и придворным, что идет от второго прототипа -- Тиберия Александра, в большей степени, чем Тит, заслуживающего имени победителя в Иудейской войне. Во время сцены объяснения Мавет и захваченного в плен Омри Га-Хода ("Нептара изжила себя как государство... Чтобы возвысится, надо сперва унизиться. Пора освободиться от представления, что Нептара -- это пуп мироздания... Нептара -- это не каменистая земля под раскаленном солнцем. Нептара -- это царство духа, которому не должно быть границ") во весь рост встает третий прототип -- апостол Павел.
   И здесь стоит отметить еще одно высказывание Омри: "Обычай дозволяет нептарам лгать и льстить врагам, но не соплеменникам". Если во всех остальных случаях, описанных Резановой, можно найти аналогии в реальной истории (единобожие нептаров, их характеристика окружающими народами как вечных мятежников, жестокий деспотичный князь, борьба партий), то слова Омри прямо противоположны утверждениям законоучителей. Трактаты Талмуда неоднократно подчеркивают запрет на обман и причинение ущерба неевреям, запрет даже более строгий, чем на обман евреев. Как отмечается в трактате Кад Гакемах "обижающий нееврея совершает более тяжкое преступление, чем тот, кто обижает еврея: ибо еврей, потерпевший обиду от единоверца, не станет обвинять его веры, -- между тем как иноверец... не стеснится поругаться над самой еврейскою верою. Следовательно, тут присоединяется грех оскорбления имени Божьего".
   Что же, Наталья Резанова не знает фактов? Вовсе нет. Резанова знает еврейскую традицию. Заявление Омри следует рассматривать как его дополнительную характеристику, подчеркивающую, что предав свой народ, он не стесняется хулить имя Бога, искажая Его законы.
   В целом, благодаря многочисленным намекам, повесть превращается в ребус, решить который может лишь подготовленный читатель, и характеризуется анализом предательства, совершаемого с холодностью и безжалостностью патологоанатома.
 
 
   БИБЛИОГРАФИЯ:
 
   1. Резанова Н.В. Золотая голова: роман. -- в сб. Последняя крепость. -- М.: Центрполиграф, 1999.
   2. Резанова Н.В. Последняя крепость: повесть. -- в сб. Последняя крепость. -- М.: Центрполиграф, 1999.
   3. Иосиф Флавий. Иудейская война. -- Минск: "Беларусь", 1991.
   4. Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности (репринтное воспроизведение издания 1874-1876). -- М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1994.
   5. Фейхтвангер Л. Иудейская война: роман. -- Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.7. -- М.: "Художественная литература", 1965.
   6. Белова Ю.Р. За что люди любят фэнтези?// Славная подруга (фэнзин). --
   1996. -- N4(17).
   7. Черных В. Я не люблю убивать или тема женской жестокости и агрессии в произведениях Н.Резановой// Славная подруга (фэнзин). -- 1995. -- NN4(8)-5(9).
   8. Черных В. Дас ист фантастиш?// Славная подруга (фэнзин). -- 1999. -- N8(32).
   9. Арчет (фэнзин). Вып.16. -- 1999.
   10. Ярмарка сюжетов: фантастические рассказы лауреатов премии "Малый Зилант". - Казань: "Мастер Лейн"--КЛФ "Странники", 2000.

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45719
Re: Фэнтези
« Ответ #75 : 22 Ноябрь 2014, 12:18:06 »
Юля, спасибо огромное, потому что я - как раз не слишком подготовленный читатель. Интерес к этой теме родился из стихотворения Юрия Михайлика, и уже потом были Фейхтвангер, сам Иосиф Флавий и вот, теперь Резанова. Значит, с Масадой я правильно определилась - у Иосифа Флавия последняя глава "Иудейской войны" как раз об этой крепости.
И очень согласна с Резановой - в смысле моего отношения к Иосифу Флавию как к предателю и как к историку.
Вот именно так - "Он писал гораздо лучше, чем я ожидала. А человеком оказался -- гораздо хуже".
Резанову и хвалят, и ругают. Не стану делать пока выводов о ее манере обращаться с историей и историческими фактами - но вот "Золотую голову" себе для чтения наметила. Спасибо тебе за нее!

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2068
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Фэнтези
« Ответ #76 : 22 Ноябрь 2014, 12:33:54 »
Не за что)
Кстати, Черных, статьи которой я поместила в библиографию, это и есть Наталья Резанова.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 7447
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Фэнтези
« Ответ #77 : 22 Ноябрь 2014, 13:19:06 »
Я как раз сегодня почти закончила Резанову "Удар милосердия", осталось несколько страниц, дочитывала в транспорте по дороге на работу, увы доехала быстрее. Ну закончу, если не сегодня за обедом в перерыв, то завтра в трамвае.
Мне книга очень понравилась, очень. Хорошо, что некий несуществующий континент, хорошо, что несуществующие страны, можно показать то, что хочешь. И хорошо, что не некий космический мир в неизвестной галактике. Все очень земное, все очень наше, но историю менять не пришлось. Написано сегодня, поэтому актуально... аж страшно. Хоть и магии немного добавлено.
Ничего не хочу говорить о содержании и о смысле, чтобы не портить впечатление тем, кто еще будет читать. Но мне давно не попадалось такой фэнтези, чтобы так увлекла, чтобы вызвала так много мыслей о сегодняшнем дне, чтобы я провела столько аналогий и так наложила ее на нашу сегодняшнюю жизнь.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Фэнтези
« Ответ #78 : 22 Ноябрь 2014, 18:22:15 »
"Золотую голову" себе для чтения наметила.

Тогда уж читай всё и по порядку:

Наталья РЕЗАНОВА цикл "Империя Эд-и-Карниона":
"Удар милосердия";
"Я стану Алиеной";
"Дорога Висельников";
"Золотая Голова";
"Шестое действие".

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 7447
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Фэнтези
« Ответ #79 : 22 Ноябрь 2014, 20:46:15 »
Вот только что скачала себе "Я стану Алиеной", как оказалось она у меня была скачана неполностью, что-то моя книжка барахлит, не хочет скачивать fb2? а вот txt качает нормально.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2068
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Фэнтези
« Ответ #80 : 23 Ноябрь 2014, 00:41:26 »
Тогда уж читай всё и по порядку:
Писалось то это в другом порядке. "Золотая голова" была написана первой. Потом был рассказ "Я стану Алиеной". Рассказ  стал Прологом к роману.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 7447
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Фэнтези
« Ответ #81 : 23 Ноябрь 2014, 01:00:22 »
Писалось то это в другом порядке. "Золотая голова" была написана первой. Потом был рассказ "Я стану Алиеной". Рассказ  стал Прологом к роману.

Может быть, только все равно лучше читать не в порядке написания, а в хронологии событий. Яркий пример "Волкодав" Семеновой. Там первая книга была написана, кажется, третьей. Но читать все же надо начинать с нее. Об этих книгах не скажу, пока прочла одну.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Фэнтези
« Ответ #82 : 23 Ноябрь 2014, 03:41:34 »
У Волкодава только первую читать и стоит (в порядке написания), в крайнем случае ещё вторую.
А цикл Резановой лучше всё же по внутренней хронологии, поскольку, как я отмечал в отзыве, страна там тоже, можно сказать, герой и интересно следить за её изменениями.

Онлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45719
Re: Фэнтези
« Ответ #83 : 23 Ноябрь 2014, 10:25:28 »
Я люблю читать в хронологии.

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Фэнтези
« Ответ #84 : 14 Январь 2015, 17:00:52 »
Глен КУК "Чёрный Отряд";
"Тени сгущаются".
Первые две книги популярного фэнтезийного цикла известного американского писателя. Разочаровали весьма. Хорошо, что раньше другие книги этого автора читал, а то так и решил бы, что вовсе неумеха. Особенно первый роман слабым показался. Такое впечатление, что первоначально автор хотел написать цикл рассказов или небольших повестей, но потом решил сколотить из них роман. Сюжет рваный, язык суконный, герои неинтересные. И даже насчёт «рубилова-месилова» не особо выделяется. Так что и непонятно за счёт чего завоевал популярность.
Вторая книга несколько получше, поскольку сюжет более цельный. Но в целом тоже не ахти.

Оффлайн Светляк

  • Капитан 3-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 594
Re: Фэнтези
« Ответ #85 : 14 Январь 2015, 19:49:14 »
Глен КУК "Чёрный Отряд";
Я давно собиралась читать, но всё как-то откладывалось, а теперь даже и не знаю, надо ли мне это.  ;D

Оффлайн Mikk

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1045
Re: Фэнтези
« Ответ #86 : 14 Январь 2015, 20:55:49 »
Очень оригинальная книга, кстати.
Отряд наемников, который когда-то в прошлом был чем-то другим; он несколько сотен лет как ушел на войну, и с тех пор скитается - состав сменился полностью, цели забыты, история утеряна... Они были злодеями? Бандитами? Освободителями? Искателями сокровищ? Наемными убийцами? Никто не помнит уже...
Этой вот непонятностью слегка напоминает "Тёмную башню" :-)

Оффлайн Кунгурцев

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 3710
Re: Фэнтези
« Ответ #87 : 14 Январь 2015, 22:28:55 »
Как некоторые справедливо отмечают в комментах на Фантлабе: замысел вышел сильнее исполнения.

Оффлайн Mikk

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1045
Re: Фэнтези
« Ответ #88 : 14 Январь 2015, 23:11:52 »
замысел вышел сильнее исполнения.
Да, метко сказано :-)

Оффлайн Кэп

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1734
Re: Фэнтези
« Ответ #89 : 14 Январь 2015, 23:14:20 »
Мне не нравится "Черный отряд"... Нет никакого сопереживания героям. ИМХО, конечно.  :)
The show must go on.