Автор Тема: Александр Дюма  (Прочитано 12752 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 80737
Re: Александр Дюма
« Ответ #90 : 26 Март 2017, 22:23:10 »
А у нас нет темы по Дюма? Может создать?
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 47150
Re: Александр Дюма
« Ответ #91 : 26 Март 2017, 22:32:24 »
Давай.

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 17743
Re: Александр Дюма
« Ответ #92 : 26 Март 2017, 22:34:59 »
Придется перечитать, подготовиться к прениям  :)

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 80737
Re: Александр Дюма
« Ответ #93 : 26 Март 2017, 23:09:22 »
Книги, которые с нами: с детства и на всю жизнь. Независимо от того, перечитываем мы их или нет, но герои этого замечательного писателя всегда рядом.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #94 : 30 Июнь 2018, 12:37:20 »
Вряд ли найдется человек, который бы не читал Дюма-отца. И при этом не так уж много людей, которые прочитали бы всего Дюма, а ведь его творчество не исчерпывается знаменитыми мушкетерской и гугенотской трилогиями. Александр Дюма-отец и сам заслуживает того, чтобы стать героем романа. Исследования о его жизни есть, а вот романов... что-то не припомню. Всё в его жизни, начиная с происхождения, должно было шокировать добропорядочных буржуа. Внук маркиза и чернокожей рабыни с Гаити, сын наполеоновского генерала-мулата и дочери трактирщика, легкомысленный, талантливый, остроумный, свободолюбивый, не умеющий беречь деньги, любящий блеск и мишуру, удивительно влюбчивый — он будоражил воображение современников, заставлял их одновременно восхищаться собой и возмущаться.
<…>
Большинство произведений Дюма рассказывают о Франции, но он писал и об Италии, Испании, Греции, Англии, Германии, Нидерландах, России, Французской Вест-Индии, Алжире и Полинезии... Временной размах его произведений тоже велик — от раннего средневековья до середины XIX века. Принято говорить, что Дюма относился к истории слишком легкомысленно, но перечитайте в романе "Анж Питу" главу "Король так добр, королева так добра", и вы обнаружите, что он знал и понимал историю гораздо лучше, чем об этом принято говорить.
Это отрывок из моего эссе про Дюма. Более подробно здесь:
https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/neobyknovennye-prikliucheniia-aleksandra-diuma-5b32a4cb7dd1e500a869e70b

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #95 : 31 Июль 2018, 23:02:38 »
Сериалы Александра Дюма

Обычно, когда составляют список произведений Дюма, их так или иначе пытаются рассортировать по циклам. Иногда эти циклы формируются весьма условно -- в конце концов, как сказал один умный человек, большая часть произведений Дюма входят в один замечательный сериал под названием "История Франции".
И все же есть у Дюма произведения, которые и правда составляют сериалы. Самый известный из них -- это мушкетерская трилогия. Романы "Три мушкетера", "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя".
Следующая по популярности -- это гугенотская трилогия, которую еще называют трилогией о Генрихе Наваррском или трилогией о Валуа: "Королева Марго", "Графиня де Монсоро" и "Сорок Пять".
И, наконец, третье место занимают четыре романа под условным названием "Записки врача": "Жозеф Бальзамо, или Записки врача", "Ожерелье королевы", "Анж Питу" и "Графиня де Шарни".
<…>
предлагаю вам вспомнить совсем другую историю, уже из XIX века -- роман "Граф Монте-Кристо". Вы можете сказать, что ни в какой цикл роман не входит -- и ошибетесь. Конечно, речь идет не о многочисленных продолжениях, написанных в разное время в разных странах, и отправляющих героев Дюма то в Россию, то в Америку, рассказывающих о дочерях, сыновьях и внуках Монте-Кристо. Нет, речь идет о других книгах. Их действительно можно считать продолжениями романа, вот только действуют там не основные романные персонажи, а второстепенные.
Вы помните врача д'Авриньи в доме прокурора Вильфора, который заподозрил кроткую Валентину в отравлении? Он еще требовал от Вильфора сурово наказать "преступницу"? Если не помните, я напомню вам одну сцену из романа:
"Доктор, один из известнейших врачей того времени, был другом их семьи и очень любил Валентину, которую знал с пеленок. У него была дочь почти одних лет с мадемуазель де Вильфор, но рожденная от чахоточной матери, и его жизнь проходила в непрерывной тревоге за эту девочку.
-- Ах, дорогой господин д'Авриньи, -- сказала Валентина, -- мы так ждем вас! Но скажите сначала, как поживают Мадлен и Антуанетт?
Мадлен была дочь доктора, а Антуанетт -- его племянница.
Господин д'Авриньи грустно улыбнулся.
-- Антуанетт прекрасно, -- сказал он, -- Мадлен сносно."
Далее: https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/serialy-aleksandra-diuma-5b60a25f3a008800a9f6868e?from=editor

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #96 : 14 Август 2018, 21:35:45 »
Загадка Дианы де Меридор

Нет-нет, речь не о реальной героине, а о персонаже романа Дюма. Многие читатели и особенно читательницы искренне не могут понять, что Бюсси в ней нашел. "Почему он выбрал ее?!" -- возмущенно вопрошают они. -- "Она же совершенно бесцветна! Только и может, что падать в обморок"
Нечто подобное ощущают и кинематографисты. В пяти из шести экранизаций Дюма Диана только и может, что печально склонять голову и заламывать руки, в шестой же, чтобы добавить хоть какой-то оживляж, из героини пытаются сотворить мальчишку. "И зачем?" -- хочется спросить уже мне. -- "Не проще ли прочесть то, что написал Дюма?"
А в романе баронская дочь Диана де Меридор меньше всего напоминает эфирное создание.

Далее https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/zagadka-diany-de-meridor-5b731495bf110c00a8ba656c?from=editor

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 15311
Re: Александр Дюма
« Ответ #97 : 14 Август 2018, 21:47:43 »
Мне очень нравятся ваши публикации.
А я вот теперь не помню, в нашем сериале Диана соответствовала книжному персонажу?
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #98 : 14 Август 2018, 22:09:41 »
А я вот теперь не помню, в нашем сериале Диана соответствовала книжному персонажу?
Нет. Многие жаловались, что она совершенно неживая. Зато в одном эпизоде она мне напомнила "леди Макбет Мценского уезда" ))))

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #99 : 10 Октябрь 2018, 22:06:02 »
Загадка миледи

Вы спросите, а в чем же здесь загадка? Выдуманный персонаж, да, очень интересный, буквально -- чудовище во плоти... "Позвольте!" -- возмутятся другие читатели. -- "Да какое же она чудовище?! Она героиня, спасшая Францию!". "Она несчастная женщина", -- скажут третьи. -- "Если бы Атос с ней поговорил... Все было бы иначе!"
И, правда, загадка, признаете вы. И как же она дошла до жизни такой?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала задумаемся, а были ли у миледи прототипы? "Ну, конечно! -- уверяют авторы различных Предисловий. -- Миледи писалась с графини де Ла Мотт, которая устроила аферу с бриллиантовым ожерельем, была разоблачена и публично клеймена".
Побойтесь Бога, друзья, графиня де Ла Мотт -- это уже восемнадцатый век, это совсем другая история.
"Ну, тогда графиня Карлайль", -- радостно скажут авторы других предисловий и Вики. -- "Ее бросил герцог Бэкингем, и она из ревности стала агентом Ришелье".
Хм, возможно, тут и есть какая-то правда, но все же Люси Хей была англичанкой, а Анна де Бейль явно француженка.
А, может, стоит внимательнее присмотреться к имени персонажа?
На самом деле миледи зовут не Анна де Бейль (как в русском переводе), а Анна де Брёй (как во французском оригинале). Фамилия де Брёй подлинная и принадлежала протестантской семье. Одни из ее представителей упоминается в мемуарах герцога де Сюлли, соратника Генриха Четвертого. Дюма, конечно, бывал небрежен при написании романов, но знал историю гораздо лучше, чем принято думать.
Далее https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/zagadka-miledi-5b3e50e2eafc3100aadbd93b?from=editor

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #100 : 10 Октябрь 2018, 22:07:42 »
Загадка кардинала де Ришелье

Вы никогда не задумывались, почему первый министр Франции кардинал де Ришелье простил мушкетерам убийство миледи и даже наградил д'Артаньяна? Как такое могло случиться?
Поступок Ришелье вызывает тем большее недоумение, что миледи только что выполнила его поручение, избавив Францию от английского военного вмешательства, а проще говоря, от интервенции.
Конечно, кто-нибудь может заявить, что сильные мира сего всегда отличались неблагодарностью, а Ришелье не мог терпеть рядом с собой решительную и умную женщину, но, согласитесь, это не очень убедительные объяснения случившегося. Во-первых, у Ришелье было не так уж и много агентов, чтобы ими разбрасываться. Во-вторых, Ришелье отличался практичностью, так что гендерными предрассудками не страдал.
И все же... После выполненного поручения... А, кстати, что, собственно, поручил миледи кардинал?
Ответ не так прост, как кажется.
Далее https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/zagadka-kardinala-de-rishele-5bbcd235c4487100abab97f1?from=editor

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 80737
Re: Александр Дюма
« Ответ #101 : 10 Октябрь 2018, 22:16:19 »
Юлия, спасибо, очень интересно!
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #102 : 03 Декабрь 2018, 19:40:59 »
Загадка графа де Варда

"Какая загадка? -- спросите вы. -- Что может быть загадочного в персонаже, который появляется на страницах романа "Три мушкетера" лишь раз, а потом только упоминается? Где здесь можно углядеть загадку?!"
Да вот это исчезновение де Варда и является загадкой.
В самом деле, вспомните события романа. Леди Кларик, она же просто миледи, влюблена в графа де Варда, но под его именем ночь с ней проводит д'Артаньян. Думая, что де Вард бросил ее, да еще и посмеялся над ней, миледи хочет мстить и обращается к д'Артаньяну. Логично, не правда ли? Все дамы так поступали -- натравливали одного поклонника на другого. Правда, выяснилось, что д'Артаньян обманул миледи, а де Вард невиновен. Так почему на этот раз миледи сама мстит обидчику, а не обращается к де Варду? Где де Вард?!
Вы скажете: "Она стеснялась признаться в своем несчастии".
Кто, миледи?! Да она первая написала ему письмо, точнее, письма, именно она проявила инициативу и объяснилась ему в любви. И совершенно не смущалась этим обстоятельством. Помните?:
"Вы не ответили на мою первую записку. Что с вами — больны вы или уже забыли о том, какими глазами смотрели на меня на балу у г-жи де Гиз? Вот вам удобный случай, граф! Не упустите его".
А каким интересным было третье письмо. Не каждый объясняется в любви столь экспансивно:
"Вот уже третий раз я пишу вам о том, что люблю вас. Берегитесь, как бы в четвертый раз я не написала, что я вас ненавижу. Если вы раскаиваетесь в своем поведении, девушка, которая передаст вам эту записку, скажет вам, каким образом воспитанный человек может заслужить мое прощение."
Нет, вариант с женской стыдливостью отметаем.
Далее https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/zagadka-grafa-de-varda-5c03fecfd43c5303cb8dfcb5?from=editor

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 15311
Re: Александр Дюма
« Ответ #103 : 03 Декабрь 2018, 20:27:49 »
Да, помню, я забыла об этом герое сразу, как только он исчез со страниц.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн Sagitta

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2616
Re: Александр Дюма
« Ответ #104 : 05 Декабрь 2018, 00:12:18 »
А я недавно прочитала роман «Мушкетёр» о Портосе Даниэля Клугера - интересная теория... И написан занимательно.

Вики:
Даниэль Клугер написал роман «Мушкетёр», в котором, основываясь на имени Исаак де Порту (прототипом Портоса является мушкетёр Isaac de Portau, 1617—1712) и упомянутом в трилогии Дюма его «подсознательном» знании испанского, выдвигает версию, согласно которой Портос происходил из семьи еврейских беженцев из Португалии, и его поведение в Париже во многом было вызвано стремлением отвести от себя подозрения в «позорном» происхождении: родившись, как и многие другие мушкетёры, в Гаскони, он представляется выходцем из Пикардии (более далёкой от Испании и Португалии), разговаривает медлительно, чтобы скрыть акцент, и выглядит тугодумом, и т. д. Действие романа разворачивается до приезда д’Артаньяна в Париж.

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #105 : 05 Декабрь 2018, 22:58:12 »
Да, роман занятный. Вот только автор то и дело слегка подгоняет текст Дюма под свою теорию. Это бывает с людьми, в том числе и с писателями.
Кстати, про реального Портоса (и не только про него): https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/atos-portos-i-aramis-5b8a90cd409d2e00ada1be50?from=editor



Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 80737
Re: Александр Дюма
« Ответ #106 : 16 Август 2019, 20:47:54 »
"Три мушкетера" были, есть и будут!  :good:

https://pbs.twimg.com/media/ECF_RkiWsAA-hPy.png
Александр Дюма
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 15311
Re: Александр Дюма
« Ответ #107 : 16 Август 2019, 20:54:33 »
С Атосом Муромцем я согласна. Но вот Попович - это, несомненно, Арамис.
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 80737
Re: Александр Дюма
« Ответ #108 : 16 Август 2019, 21:03:29 »
Да, что-то ребенок не додумал :)
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #109 : 17 Ноябрь 2019, 13:16:42 »
Как миледи помогла д'Артаньяну

Вы никогда не задумывались, как получилось, что д'Артаньян успел привезти подвески для королевы?
В самом деле, его шансы на успех были не просто малы -- они стремились к нулю. И дело не только в том, что кардинал пытался ему помешать выполнить поручение королевы. И не в том, что без друзей (и без дельного совета де Тревиля привлечь их к делу) у д'Артаньяна вообще ничего бы не получилось.
Дело во времени. Миледи всего-то надо было добраться из Лондона в Париж. А вот д'Артаньяну надо было сначала из Парижа прибыть в Лондон, а потом совершить обратный путь.
У кого было явное преимущество во времени?
Конечно, у миледи.
И все же она и кардинал проиграли. Почему?
А все просто. Помните как было назначено время для бала?:
кардинал получил письмо, отправленное из Лондона и содержавшее только следующие строки: "Я достала их. Не могу выехать из Лондона, потому что у меня не хватит денег. Вышлите мне пятьсот пистолей, и, получив их, я через четыре или пять дней буду в Париже".
В тот самый день, когда кардинал получил это письмо, король обратился к нему с обычным вопросом.
Ришелье посчитал по пальцам и мысленно сказал себе:
"Она пишет, что приедет через четыре или пять дней после получения денег. Дней пять пройдет, пока деньги прибудут в Лондон, и дней пять - пока она приедет сюда. Всего, значит, десять дней. Нужно принять в расчет противный ветер, всякие досадные случайности и недомогания. Предположим, двенадцать дней... "
Все определилось письмом миледи, где она жаловалась на отсутствие денег. Вы ей верите?
Я -- нет. Дюма все время подчеркивает, что она очень богата. Она обустраивает великолепный дом на Королевской площади в Париже. У нее немалые доходы в Англии. Вспомните, что говорит ей лорд Винтер:
Да, я понимаю, что, получив наследство после моего брата, вам было бы приятно унаследовать и мое состояние. Но знайте наперед: вы можете убить меня или подослать ко мне убийц -- я принял на этот случай предосторожности: ни одно пенни из того, чем я владею, не перейдет в ваши руки! Разве вы недостаточно богаты, имея около миллиона?
Почти миллион в семнадцатом веке -- это не просто много, это фантастически много. И при таком состоянии уверять, что у нее нет денег добраться из Лондона в Париж? Да она смеется что ли?!
Вы скажете: "Человек не обязан тратить на дело личные средства, работу должен оплачивать заказчик" и будете правы. Но мне сложно представить, чтобы Ришелье не обеспечил миледи деньгами.
И в "Трех мушкетерах"и в воспоминаниях персонажей в романе "Двадцать лет спустя" четко сказано, что Ришелье никогда не был скупым, он всегда платил, и платил щедро. То есть деньги у миледи были.
Так как же понимать ее письмо?
А все просто -- это обычная алчность. Неодолимое желание иметь еще больше, чем уже имеешь. Именно алчность заставила ее писать Ришелье -- а куда бы он делся? -- подвески были ему нужны. И та же алчность заставила ее возненавидеть д'Артаньяна, когда он не убил лорда Винтера и тем самым лишил ее наследства. Алчность затмевала для нее интересы дела и Ришелье.
Если бы не она, кардинал получил бы не письмо с жалобой на отсутствие денег, а подвески, и у королевы Анны не было бы ни единого шанса отбить удар. Д'Артаньяну даже не пришлось бы вступить в дело -- все закончилось бы быстро и удачно для кардинала.
Далее https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/kak-miledi-pomogla-dartanianu-5dbdac9ec31e4900b1cb589a

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #110 : 15 Август 2020, 10:16:10 »
Роман Александра Дюма "Блэк" — Тайна черного пса, или Идеальный сериал

Обычно все ждут, что в романах Дюма им встретятся необыкновенные приключения, звон шпаг, подвиги, головокружительная любовь и печальный конец. Но... далеко не все романы Дюма писались по этому принципу. И с радостью скажу, что вовсе не у всех произведений Дюма трагический конец. Да и приключения не обязательная составляющая часть его произведений. Зато чувство юмора и ирония не оставляют Дюма даже в самых печальных творениях.

Роман "Блэк" во многом непривычен читателям. И дело не в том, что он назван в честь пса. И не в том, что его действие длится почти полвека — с 1793 по 1842 год. И даже не в том, что, как сказал писатель, он начинается с конца:

Цитировать (выделенное)
однажды, когда меня посетило чувство юмора, вероятно, появившееся у меня под воздействием тумана, которым я надышался во время недавнего пребывания в Англии, я решил создать совершенно новую вещь, нарушив существующую традицию в построении романов.
Вот почему я начинаю его с конца вместо того, чтобы начать с начала, как это было принято до сих пор. Уверен, что мой пример найдет подражателей и что через некоторое время все романы будут начинаться только с конца.
Кстати, Дюма оказался прав — последователи нашлись и теперь этот прием весьма распространен в литературе.
Так в чем же необычность романа?

А в том, что его главный герой совершенно негероичен.

Шевалье Станислав-Дьедонне (в дальнейшем просто Дьедонне) де Ля Гравери уже немолод — ему 47 лет. Он некрасив — маленький и толстенький. В молодости он был мушкетером, но очень дурным мушкетером — слишком домашний, слишком наивный и ничего не умеющий, чтобы быть военным. Оружие его ужасало, а смотры под красивые марши казались ужасно утомительными и опасными.

Как же так получилось?

Издержки воспитания.

Шевалье Дьедонне родился в грозный 1793 год и стал сиротой в день своего рождения. Воспитывала его тетушка в женском монастыре в Германии. И добрые канониссы так избаловали ребенка, сделали настолько чувствительным, что он оказался совершенно непригодным к обыденной жизни.

Дюма с чувством описывает это "воспитание":

Цитировать (выделенное)
И в результате дело обстояло так, что маленький человечек имел право выбора изучать только то, что ему нравилось, или где-то близко к этому. А поскольку природа не наградила его чрезмерной склонностью к наукам, это привело к тому, что он остался круглым невеждой.
И было бы наивным надеяться, что милейшие и достойные женщины будут развивать его нравственные понятия с большей предусмотрительностью, чем они занимались его образованием. Они не только ничего не поведали ребенку о людях, среди которых ему суждено было жить, и обычаях, с которыми ему предстояло столкнуться, но и вдобавок сверх меры развили у него той заботливостью, с которой ограждали свою маленькую куколку от грубой действительности этого мира, от впечатлений и потрясений, способных задеть его нежную душу и заставить содрогаться сердце, экзальтированную чувствительность <...>
Так же поступили и с физическими упражнениями, которые составляют воспитание дворянина; молодому Дьедонне не позволили взять ни одного урока верховой езды; дело дошло до того, что у ребенка никогда не было других верховых животных, кроме осла садовника. Но даже когда он садился на этого осла, одна из его добрых нянюшек вела животное под уздцы <...>
В городе, где располагалась религиозная община, был превосходный учитель фехтования. И одно время даже встал вопрос, не отдать ли молодого Дьедонне учиться фехтованию; но, помимо того, что это очень утомительное упражнение, кто бы мог поручиться, что шевалье де ля Гравери с его милым характером, столь кротким и приветливым, пришлось бы когда-нибудь драться на дуэли! Надо было быть злобным и коварным чудовищем, чтобы желать ему зла, но, слава Богу, такие чудовища встречаются редко.
В ста шагах от монастыря протекала великолепная река <...> Можно было бы три раза в неделю отправлять Дьедонне на реку и под руководством искусного учителя плавания сделать из него настоящего ловца жемчуга, но в реке били ключи, их холодная вода могла бы пагубно отразиться на здоровье ребенка. Дьедонне довольствовался тем, что два раза в неделю плескался в ванной своей тетки.
В результате Дьедонне не умел ни плавать, ни фехтовать, ни ездить верхом.

В общем, оторванные от жизни дамы играли с ребенком, словно с живой куклой.

И женился Дьедонне на девушке, которую точно так же воспитывали в том же монастыре. И вот в Париж вернувшихся к власти Бурбонов отправилась супружеская чета, чье развитие не сильно отличалось от младенческого. И, конечно, подобное супружество закончилось весьма печально...

"Как — печально?! — можете возмутиться вы. — А где обещанный хэппи-энд?! И причем тут пес?!!"

Так это была только присказка, а сказка будет впереди.

Пес у Дюма стал связующей нитью, позволившей соединить разрозненных героев романа и многому научить шевалье Дьедонне. Сам он вбил себе в голову, что в пса Блэка вселилась душа его умершего друга. Но другие персонажи справедливо замечали, что все дело в кусочках сахара, которые шевалье имел привычку таскать в кармане.
Далее https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/roman-aleksandra-diuma-blek--taina-chernogo-psa-ili-idealnyi-serial-5f36c8ff4d96821e695ff645

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #111 : 17 Август 2020, 13:57:06 »
Единственный безупречный персонаж Дюма

Когда мы обсуждаем романы Дюма, очень трудно найти в них персонажей, которые были бы безупречны или хотя бы в полной мере отвечали представлениям о том, что такое положительный персонаж. Все они в крапинку. Разница заключается только в количестве и цвете этих крапинок.

Кроткая и идеальная (казалось бы) героиня может совершенно беззастенчиво лгать. Другая — угрожать мужу Бастилией и украсть его кошелек. Благородный герой может повесить свою жену. Другой благородный герой — явиться устроить скандал на чужой свадьбе, а потом шантажировать своей смертью любимую. О том, как персонажи обманывают женщин, можно уже просто не говорить — явление массовое.

Провокации, тщеславие, скупость или расточительство, нетерпимость... Перечислять грехи условно положительных персонажей можно долго. Дюма честно изображает людей, весьма далеких от идеала. Он не пытается приукрасить их поступки, сплошь и рядом открыто заявляя, что их поведение недостойно, да и нравы меняются вместе с временами. Правда, чаще всего читатели авторских предупреждений не замечают, ведь одаривая своих персонажей грехами, Дюма не забывает наградить их и обаянием.

Впрочем, к персонажам отрицательным (и даже чудовищам) Дюма подходит с той же меркой. Свою правду он дает всем. Екатерина Медичи чудовище, которое готова прибегать к любым методам уничтожения врагов (или тех, кого считает врагами). Но она защищает свой дом, она обожает сына, она несчастная женщина, которая видит, как рушится благополучие ее семьи.

Мордаунт — убийца, но он пытается покарать убийц своей матери. "У меня была мать!" — что могут ответить на это герои? Попытаться рассказать, что она была преступницей? Но Мордаунт дает на это прекрасный ответ своему дяде.

Да, Дюма делает своих героев сложными и готов показать, что даже у находящихся в разных лагерях персонажей может быть много общего. Поэтому враги у него вполне могут стать друзьями. Правда, и друзья могут стать врагами.

Спросите, к чему это я?

А к тому, что при всей неоднозначности персонажей Дюма есть у него герой, которого можно было бы назвать практически безупречным.

Посудите сами — он всегда выполняет свой долг, и единственный раз, когда он его нарушил, он сделал это из чувства благодарности и милосердия. Ему чужда алчность и жестокость. Еще он достаточно ученый человек и не чуждый поэзии. Он умеет сочувствовать людям, и однажды пошел против воли могущественной королевы из сострадания и для выполнения воли умирающего.

Спросите, кто этот Феникс среди персонажей?

Это мэтр Кабош — палач парижского суда в романе "Королева Марго".
Далее https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/edinstvennyi-bezuprechnyi-personaj-diuma-5f398162bf22683f1c91f933

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2298
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Александр Дюма
« Ответ #112 : 01 Ноябрь 2020, 15:04:20 »
"Граф Монте-Кристо" и "Корсиканские братья" — что у них общего?

"Что за вопрос?! — скажете вы. — Общее у этих произведений автор — Александр Дюма".

И вы будете правы.

Вот только это далеко не все.

Начнем с более простого. И большой роман "Граф Монте-Кристо", и небольшая повесть "Корсиканские братья" рассказывают историю современного писателю общества. Их принято называть авантюрно-приключенческими произведениями — еще бы, и там и тут есть загадки, дуэли, экзотика, любовь — но в гораздо большей степени оба произведения это история нравов. И надо сказать, временами Дюма в своем повествовании становится совершенно безжалостным. У него начисто отсутствуют иллюзии в отношении современного ему светского общества и описывает он его в цветах и красках.

Но самое главное заключается в том, что в романе и повести действует один и тот же персонаж — благородный господин (даже граф) де Шато-Рено, считающийся потомком знаменитого эпического героя Рено де Монтобана.

Вы помните этого персонажа в "Графе Монте-Кристо"?

Молодой, красивый, богатый, образованный, храбрый, с прекрасными манерами... Казалось бы — безупречный человек... или, хотя бы, безупречный дворянин. Вот только все эти характеристики ничего не говорят о самой личности, это лишь внешность. Но кто-то может сказать, что поскольку Шато-Рено никому (почти) не причинял вреда, то он достойный человек и положительный персонаж.

В повести "Корсиканские братья" Шато-Рено тоже молод, богат, красив, храбр, образован, имеет прекрасные манеры. Вот только мы узнаем, что он негодяй. И Дюма показывает нам, как заканчивается жизнь этого человека.

"Как же так?! — воскликните вы. — В продолжении Дюма зачем-то ухудшил персонажа? Может, это какая-то ошибка? Может, он высосал продолжение из пальца?!"

Да нет, самое интересное заключается в том, что повесть "Корсиканские братья" была написана до романа "Граф Монте-Кристо", непосредственно перед ним. И читатели, которые готовы были буквально рвать друг у друга из рук каждое новое творение Дюма, прекрасно помнили, кто такой этот "идеальный" Шато-Рено, как закончилась его жизнь и почему.

В этом у читателей XIX века было перед нами преимущество. Современный читатель редко интересуется, когда вышла в свет та или иная книга, раньше или позже того или иного произведения, и в силу этого частенько не улавливает многих нюансов и особенностей характера персонажей.

Да, в романе "Граф Монте-Кристо" Шато-Рено можно поначалу принять за безупречного человека, вот только объяснятся это тем, что в романе он вращается среди тех, кого по тем или иным причинам считает равными. На тех, кого он считает ниже по положению, его благородство не распространяется.

И даже в романе видно, что он не так уж и честен, как пытается показать, не так правдив, не так благороден. И не так щепетилен касательно дворянской чести, как кажется.

К примеру, он сразу объявляет, что никаких графов Монте-Кристо не существует.

Да, это правда. Отпрыск древнего рода, который прекрасно знает родословные европейского дворянства, не ошибается. Но тогда неужели он не понимает, что и графы де Морсер — выскочки и самозванцы?

Должен понимать, но... делает вид, будто они принадлежат к старому дворянскому семейству. Почему? Да потому что граф де Морсер занимает видный пост. Дружбы с его сыном — это связи и возможности. Так что дворянская честь подождет!

Или он уверяет, будто не любит дуэли, так как из-за них вынужден был раздробить руку своему другу Францу д'Эпине. Но когда Альбер де Морсер извиняется перед Монте-Кристо и отказывается от дуэли, "миролюбивый" Шато-Рено его презирает.

А в повести "Корсиканские братья" этот герой идет еще дальше. Альбер де Морсер все же некоторое время был равным среди равных. Адвокат Луи де Франчи с Корсики стоит на общественной лестнице много ниже Шато-Рено, с ним можно не церемониться. Человека, который никогда не держал в руках оружие, можно вызвать на дуэль и убить. За что? За то, что он заступился за женщину, которую Шато-Рено обманул, ведь она тоже не была аристократкой — на нее можно заключать пари.

Очень часто читатели жалуются, что не знают, как относится к ситуации в художественном произведении автор. Так вот, в повести "Корсиканские братья" мнение автора совершенно ясно, так как он сам является героем этого повествования. Это с ним разговаривает брат убитого и все называет своими именами:
Далее https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/graf-montekristo-i-korsikanskie-bratia--chto-u-nih-obscego-5f9d8b0eb09e797ceb42f385