Литература > Читальный зал - коллективное чтение

Лидия Чарская. "Княжна Джаваха"

(1/5) > >>

Papa Kot:
Лидия Чарская 1875 - 1937.
Своеобразная писательница рубежа веков 19 и 20-го, посвятившая свое творчество в основном одной теме. Можно сказать певец любимой ее темы "институтки".
Посмотрим же на нее.

Papa Kot:
Известную когда-то детскую повесть Лидии Чарской "Княжна Джаваха" я прочитал быстро и уже недели назад, но все откладывал отзыв.
Как уже упоминал - подтолкнул к чтению забавный эпизод из Рыбаковского "Кортика". В данном случае толчок оказался вполне удачный и жалеть о нем не собираюсь, хотя с мнением героя "Кортика" о книжке отчасти соглашусь.
Читал когда-то очень давно другую повесть Чарской, посвященную жизни "институток". Симпатичную, но не особо яркую вещь, название которой уже позабыл.  Ожидал и от "Джавахи" чего-то похожего - пусть приятного, но.. скажем так - "слишком" приятного, слишком прилизанного.
Оказалось - все не так просто, пусть и присутствует определенный привычный набор эмоций. Главная положительная черта повести - очень яркая  (особенно в первой части) героиня и красочный мир, который ее окружает. Описанное и сейчас, после повестей Думбадзе и других писателей из Грузии, выглядит экзотично, а тогда это, вероятно, вообще потрясало читателей. Да, конечно - были уже Лермонтов, отчасти Пушкин, но там в первую очередь стихи. Не могу сейчас припомнить из "старой" прозы ничего равноценного. Удивительный мир непривычных людей, непривычных отношений, необычной природы, переданные глазами маленькой девочки ... Все это читается с удовольствием, описано ладно, умело и увлекательно, хотя и не без недостатков. Ну, есть и недостатки, куда же без них, но они не фатальны и идут по двум линиям. Первая линия - моментами возникало впечатление неточности в отношении передачи реалий, мне показалось, что автор порой путает Грузию со Средней Азией. В том числе - в имени героини. Чарская называет ее отца Ага Джаваха оглы Джамата - но, это ведь скорее что-то турецкое, или азиатское, а не грузинское. А второе мое замечание - моментами не совсем естественным кажется характер княжны. В первой половине повести это скорее мальчишка, юная княжна носится на быстроногом коне, как сумасшедшая, гордо расхаживает с миниатюрным кинжалом за поясом и умеет подхватить его с земли на полном скаку, прекрасно осваивает джигитовку, не прочь подраться, авантюрна (сбегает из дому) ... Во второй части - это уже определенно девочка, очень чувствительная, много плачет, тоскует о родной Грузии, падает в обморок, обожает подруг.
И все же - весьма приятно написано, по-своему очень красочно. Вполне удачное чтение для младшего подросткового возраста, да и взрослый прочтет с определенным удовольствием.
Не зря Марина Цветаева посвятила этой девочке свои стихи.

Papa Kot:
Кстати - нашел в интернете форум поклонников Чарской, где они выставили множество разнообразный материалов и о ней самой, и об институтках.

http://charskaya.diary.ru/?tag=1137

Gemma:
Мне по наследству досталось немало книг Чарской, которые почти все пропали "при нашем переезде на другую географию". Сохранилась только "За что?" (её повесть о жизни), многократно мною перечитанная и по сию пору не ушедшая из памяти. Но уже и этой книги нет! Искала у себя дома, но опять не нашла...

Интересное детство было у своенравной девочки: бесконечная любовь к отцу, неприятие мачехи и, как протест, бегство к цыганам, потом статус институтки, подробное описание взаимоотношений в той среде и, как большая беда, заболевание чёрной оспой.
Осуществляла уход за нею, какая-то женщина, которую она не видела, т.к. на глазах у девочки из-за опасения слепоты была повязка, после снятия которой она увидела в роли сиделки свою мачеху.
Собственно это и дало название её повести о жизни "За что?!"

Papa Kot:

--- Цитата: Gemma от 28 Апрель 2018, 13:43:36 ---Мне по наследству досталось немало книг Чарской, которые почти все пропали "при нашем переезде на другую географию". Сохранилась только "За что?" (её повесть о жизни), многократно мною перечитанная и по сию пору не ушедшая из памяти. Но уже и этой книги нет! Искала у себя дома, но опять не нашла...

Интересное детство было у своенравной девочки: бесконечная любовь к отцу, неприятие мачехи и, как протест, бегство к цыганам, потом статус институтки, подробное описание взаимоотношений в той среде и, как большая беда, заболевание чёрной оспой.
Осуществляла уход за нею, какая-то женщина, которую она не видела, т.к. на глазах у девочки из-за опасения слепоты была повязка, после снятия которой она увидела в роли сиделки свою мачеху.
Собственно это и дало название её повести о жизни "За что?!"

--- Конец цитаты ---

Выходит, когда Нина Джаваха убегает из дому в знак протеста против желания отца снова жениться - это тоже личные впечатления?
В повести отец так и не женился, но произошло что-то вроде намека на примирение - прямо перед отъездом Нины в Петербург, когда девочка уже сидела в коляске, возможная мачеха прискакала к ней, попрощалась и попросила прощения.
А был ли вообще такой эпизод в жизни?

И приношу извинения за слово "прискакала" - только сейчас сообразил, что без знания контекста оно звучит оскорбительно. В реальности оскорбления не было, а была красивая сцена - молодая женщина прискакала на лошади. Описана прекрасная амазонка. Вообще - в первой части все ездят на лошадях

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии