Автор Тема: Алекс Престон  (Прочитано 436 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2591
Алекс Престон
« : 08 Февраль 2018, 21:54:17 »
Ради современных японских рассказов взяла из библиотеки журнал "Иностранная литература" №5 от 2017. И прочитала три рассказа английского писателя и журналиста, а также преподавателя творческого письма в Университете Кента Алекса Престона. Все три рассказа экзистенциальной направленности. На первый взгляд персонажи кажутся вполне благополучными, преуспевающими в карьере или удачливыми творческими людьми. Но внутри они испытывают душевный надлом, и жизнь такая, какая она есть, уже их не удовлетворяет, современный мир не отвечает их личным потребностям и происходит разочарование, дизориентацией и пустотой наполняется их естество. Каждый находит или пытается найти свой выход из такого неустойчивого состояния.
Персонаж рассказа "Мост над автострадой Сюто №1" Хиро Оэ занимает ответственную должность в трастовом банке и в карьерном плане у него все очень хорошо. С женой он живет раздельно и считает, что теперь, когда семья уже не давит на него, он станет счастливее. Своего сына, он хоть и любит, но не понимает и не принимает его увлечения модой, то есть совсем далек от сына. Собственно, у Хиро есть только работа и его дорога до офиса и обратно, до дома. Но тут на работе случается неприятность, и на следующее утро Хиро предстоит объяснение с руководством и экспертами. Эта ситуация повергает его в ужас...
По дороге домой и на работу Хиро проходит через два моста. Один мост через реку Сумида и мост, заявленный в названии. Получается, что есть два моста на пути героя, один из которых связывает человека с природой, а другой с техническим прогрессом, с индустриализацией. И эти два "мира" вступают в противоречие, переворачиваются в душе персонажа, который отстраняясь от загаженной людьми реки Сумида, ищет удовлетворение на мосту над автострадой, где рев проезжающих машин становится шумом быстрой и чистой реки, а сами автомобили словно рыбы. И мне понравился подход автора, как он противопоставляет одно другому и как счастливые воспоминания о детстве героя, когда они с другом купались в реке накладываются на его представление о действительности и в итоге сливаются с этой действительностью.   
Цитировать (выделенное)
Есть что-то особенное в эстакадах Токио. Хиро бывал в других городах, стремящихся оторваться от земли, но все они казались ему лишь неубедительными подделками. Даже Линия Джамейка в Нью-Йорке выглядела просто, как метро на сваях. В ней не было футуристического изящества Токийских скоростных дорог. Поднимаясь на мост, Хиро чувствует трепет. Он ускоряет шаг. Теперь повсюду слышен механический вой автомобилей. Дождь кончился. Хиро как будто пробивается к чистому пространству за облаками. Выглядывает солнце, воздух становится свежее. Хиро стоит у ограждения. Он делает вдох и наклоняется вперед.
И снова перед ним река, еще более великолепная, чем накануне. Он видит ее яснее и отчетливее. Она бежит и вьется между офисными зданиями, универмагами и теряется из виду за далеким водопадом в районе станции "Симбаси". Ее зеленые берега усыпаны переливчатыми иголками стрекоз. На середине реки покачиваются лилии, их крупные чашечки словно наполняются льющимся в них солнечным светом. А в прозрачной воде искрятся рыбы-клоуны, рыбы-попугаи и рыбы-ангелы. Хиро смеется и вскрикивает от удовольствия. Он представляет, как воды этой реки вздымаются над Токио, чтобы утопить город в безудержном буйстве чистого цвета; и вместо привычно тоскливого головокружения Хиро охватывают ясность и ликование.

Меня, собственно, этот рассказ и привлек тем, что действие его разворачивается в Японии. Но мне кажется тема потерянности человека в большом индустриальном городе актуальна и универсальна, применима вообще к современному миру, а не только характерна для Японии, в которой, как известно, число самоубийств огромно.     

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 52930
Re: Алекс Престон
« Ответ #1 : 08 Февраль 2018, 22:01:52 »
Спасибо за отзыв, Оля!  :thank:
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8168
Re: Алекс Престон
« Ответ #2 : 08 Февраль 2018, 22:06:41 »
Оля, и за отзыв спасибо, и стиль отрывка понравился очень! (я за 17 год журналы почти не читала еще).

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2591
Re: Алекс Престон
« Ответ #3 : 08 Февраль 2018, 22:27:48 »
Второй рассказ А. Престона Кролик и озеро, написанный для Нориджского писательского центра, впечатлил не так как первый, и вообще он мне меньше всего понравился. Персонаж этого рассказа писатель приезжает на конференцию, чтобы продекламировать свою книгу. Там он общается с профессорами, другими известными поэтами и писателями. И в этой тусовке ощущается какая-то натянутость, ненатуральность. И вдруг писатель натыкается на парализованного кролика. В силу моего понимания, здесь главный герой, как и Хиро, стремится отделить себя от этого общества. И странные мысли приходят в его голову во время купания с поэтессой в озере.   
Цитировать (выделенное)
Я задумался о других писателях, которые плавали в этом озере - меня объединяла с ними вода, а разделяло лишь время.
 
Цитировать (выделенное)
Я бы взял его (кролика) на руки и принес сюда, а потом утопил его, и, может быть, себя, и, может быть, поэтессу.
Никого он не утопил в рассказе, но от подобного настроения ничего хорошего ждать не приходиться.
Третий рассказ Когда мы были волками самый короткий (всего три абзаца) и самый лучший. Он не такой драматичный или параноидальный, а просто печальный. Он об одиночестве. И он показался мне очень поэтичным и проникновенным. Не буду ничего больше о нем рассказывать, почитайте сами. Воспроизведу его ниже.

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2591
Re: Алекс Престон
« Ответ #4 : 08 Февраль 2018, 23:28:59 »
Когда мы были волками

        Орлиным крылом пролетали мы вниз по главной улице. А может, мы были стаей волков, и глухой грохот наших ног будил старые страхи жителей городка, заставляя их сердца биться чаще. Древние старушки, семенящие на почту - получать пенсии, к зеленщику - ворча, щупать плоть овощей, в аптеку - расписывать друг другу (и многострадальному мистеру Куонтику) новейшие симптомы своего угасания, отходили в сторону и пожирали нас глазами с пожелтевшими белкАми, когда мы пробегали мимо. По четвергам, после двух математик, проносились мы через город, и наши пронзительные крики повисали позади нас огромными звенящими пузырями звука. Мы сбрасывали с себя школьную форму, мчась наперегонки по болотистому полю, - и коровы с ленивыми глазами, качая головой, пугливо отступали под ненадежное прикрытие живой изгороди. Вверх летели красные кепки и красные пиджаки, серые носки с подвязками, белые майки и белые трусы. А потом, несомые горячей волной восторга, которая, казалось, поднимала нас над землей, мы, едва коснувшись теплой мягкой травы, устремляли наши тощие тела в воду. И о! эти объятья воды! и как прозрачно-прекрасна она была, когда мы ныряли, и плескались, и выпускали фонтаны зеленоватых брызг. Как на тарзанке раскачивались мы на ветвях бука, одиноко растущего на берегу, - руки скользили по веткам, обрывая листья, и они летели вниз вместе с нами, но летели медленнее и ложились на поверхность воды, когда мы уже выныривали из взбаламученной глубины. Одни плыли вверх по течению туда, где грозно ревела плотина, другие отдыхали, сидя на отмелях, ягодицами в иле, в котором копошились личинки. Мы дурачились: о нет! зыбучий песок! помогите! дай мне руку, скорее дай мне руку! А потом - лежать на траве, подставлять тело солнцу, слушать пение птиц, долетающее до нас из леса на той стороне реки. Вытянувшись на траве, мы воображали, что летаем среди облаков, скользящих по небу, пели, лягались и хохотали. Позже, когда ветер окрашивал в пурпур кромки теней, мы поднимались и голоса наши становились глубже и задумчивее. Мы собирали разбросанную одежду, нагибаясь в траве, уже влажной от вечерней росы, чтобы поднять свои фланелевые шорты, кепки с красными козырьками и красные пиджаки.
         Теперь на этом берегу вечная зима. Бук все еще стоит здесь, совсем один, жадно вглядываясь в густую чащу на той стороне реки. Листьев нет, и только ветви тонкими пальцами тянутся к воде и заиндевевшей траве. Иногда река зарастает льдом - белые корки появляются на поверхности и отправляют оборванных посыльных вниз по течению - туда, где они примыкают к своим собратьям, пока наконец все русло не покроется рябоватым льдом и чешуйками нанесенного ветром снега. Когда налетает ветер, замерзшие ветви вздрагивают и звенят, маленькими снегопадами сбрасывая с себя кристаллики изморози. Птиц теперь нет. Тихо - только и слышно, что ветер, да перезвон ветвей, да ледяной хруст травы под твоими ногами. Сидя высоко в ветвях бука, я, зимний дух этого зимнего берега, наблюдаю за тобой. Уже долгие годы каждый четверг ты бродишь здесь по вечерам. Одно время ты приходил с собакой. Теперь ты снова один. Плетешься, спрятав руки в карманы, на шее болтается шарф. Ты всегда останавливаешься у бука, снимаешь одну перчатку (стягиваешь ее по очереди с каждого пальца, начиная с мизинца) и прижимаешь ладонь к холодной коре. И в это мгновенье, когда холод начинает подбираться к твоим костям - по фалангам пальцев, вверх по руке, я вдруг вижу все те обманутые надежды, упущенные возможности и тягостные компромиссы, из-за которых ссутулилась твоя спина и поредели волосы. И я хочу поделиться с тобой частичкой своей дикости, вниз по стволу передать тебе своей храбрости, но я знаю, что ты не чувствуешь ничего, кроме холода; и ты уходишь, не найдя утешения.
          Когда-то мы были Мы, когда-то мы были волками, орлиным крылом. Стояло вечное лето, и сквозь прозрачный теплый воздух мы бросались в прозрачную и прохладную воду - тощие, голые, веселые, живые, о господи! - какие же живые.
 


Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 52930
Re: Алекс Престон
« Ответ #5 : 09 Февраль 2018, 10:22:03 »
Хороший рассказ, очень трогательный.  :thank:
------
Он мне напомнил маленький рассказик (примерно такой же по размеру) одного армянского писателя. Рассказ этот был опубликован в "Дружбе народов" в конце 70-х, и там монолог произносит обычный камень, лежащий на дороге.
Вот сколько я этот рассказ не искал, все найти не могу. Но не теряю надежды. :)
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2591
Re: Алекс Престон
« Ответ #6 : 09 Февраль 2018, 17:28:59 »
А как этот рассказ называется? А автор?

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 52930
Re: Алекс Престон
« Ответ #7 : 09 Февраль 2018, 17:41:45 »
А как этот рассказ называется? А автор?
Если бы я помнил!  :unknwn:

Единственное, что могу сказать: там буквально в нескольких абзацах очень мастерски передана тоска повседневного существования и мечта о другой жизни - вот примерно как в рассказе Престона.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2591
Re: Алекс Престон
« Ответ #8 : 09 Февраль 2018, 18:34:05 »
Единственное, что могу сказать: там буквально в нескольких абзацах очень мастерски передана тоска повседневного существования и мечта о другой жизни - вот примерно как в рассказе Престона.
Интересно было бы сравнить.

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 52930
Re: Алекс Престон
« Ответ #9 : 09 Февраль 2018, 19:04:57 »
Интересно было бы сравнить.
Конечно :).
Увы, память у меня уже не та и воспроизвести этот рассказ я не смогу. Подожду, может еще отыщется.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2591
Re: Алекс Престон
« Ответ #10 : 09 Февраль 2018, 19:15:47 »
Подожду, может еще отыщется.
Надеюсь!

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2591
Re: Алекс Престон
« Ответ #11 : 27 Март 2018, 22:53:00 »
Прочитала небольшой рассказ "Уиндем Лестрейндж покупает школу" в журнале "Иностранная литература №12" (2015). По настроению такой же печальный, как и предыдущие рассказы. Действие происходит, насколько я поняла, после Первой Мировой войны. Трое молодых людей, друзья - бывшие одноклассники, читают в газете объявление также их бывшего одноклассника с приглашением собраться всем вместе в уединенном месте в бывшей школе. Друзья с радостью откликаются на призыв и принимают решения немного пожить в заброшенной школе, где когда-то они учились. И время словно бы останавливается. И эта школа уже существует вне реалий. И все герои пребывают в оцепенении, находятся вне времени и пространства. А заброшенная, ветхая и отчужденная обстановка дома полностью соответствует внутреннему миру персонажей. Разруха. Они вспоминают, что было и чего уже не будет, читают оставленные в школе и не отправленные письма, читают рассказы Чехова "Дама с собачкой", "О любви", "Ангел".
Цитировать (выделенное)
Он сидит наверху в одной из комнат и читает Чехова, мы ему не мешаем, надеясь, что эти рассказы дадут ему то, чего не можем дать мы: утешение и истинное осознание своего положения.
   
У Престона и здесь получилось создать щемящую атмосферу безысходности и отчаяния. И даже в финале лишь только у одного из них вырисовывается более-менее радужное будущее, благодаря небезразличному к нему человеку. У остальных - и этого нет.
Цитировать (выделенное)
Мы вернулись с войны и привидениями блуждали по местам, которые когда-то были родными, но места эти абсолютно изменились или, скорее, нас изменили отморожения, окопная ангина и рассветные взрывы осветительных снарядов. После того, что мы видели, мы не могли больше гулять по тем же беспечным мостовым, не могли больше сжимать летним вечером в своей руке сухую, уверенную руку девочки постарше, не могли больше теми же глазами смотреть на наши дома - их деревянную обшивку и фасады, плющ и крыши, с печными трубами. Теперь мы живем в меблированных комнатах и кафе, пабах и парках Лондона. Подняв воротники, мы шагаем сквозь бесконечный и безжалостный дождь".

Замечаю, что Алекс Престон для меня, наряду с Майклом Каннингемом, один из современных авторов, способный своей прозой войти в глубины души и вызвать сильнейшие эмоции без какой-либо сентиментальности и мелодраматизма. Их проза настолько образна, емка, настолько предельно сконцентрирована на ситуациях и персонажах, что эти ситуации всегда жизненны, а персонажи реальны. И здесь совершено невозможно остаться равнодушным. Вот настоящие мастера, проза которых, лишенная всякой мишуры и дешевых эффектов, оставляет глубокий отпечаток на эмоциональном уровне. Я называю такие произведения "прозой настроения" и считаю такие произведения "прозой высшего разряда".   

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8168
Re: Алекс Престон
« Ответ #12 : 27 Март 2018, 23:00:39 »
Вот настоящие мастера, проза которых, лишенная всякой мишуры и дешевых эффектов, оставляет глубокий отпечаток на эмоциональном уровне. Я называю такие произведения "прозой настроения" и считаю такие произведения "прозой высшего разряда".   
Ну вот, благодаря тебе, мой список "на прочтение" пополняется и пополняется, Оля :)