Автор Тема: Музыкальная тема в литературе и поэзии.  (Прочитано 5789 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 67136
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #90 : 30 Ноябрь 2017, 23:13:10 »
 :isumitelno: люблю это стихотворение.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45052
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #91 : 03 Декабрь 2017, 22:42:29 »
Гитара ахала,
подрагивала,
тенькала,
звала негромко,
переспрашивала,
просила.
И эрудиты головой кивали:
«Техника!..»
Неэрудиты выражались проще:
«Сила!..»

А я надоедал:
«Играй, играй, наигрывай!
Играй, что хочешь.
Что угодно.
Что попало».
Из тучи вылупился дождь
такой наивный,
как будто в мире до него
дождей
не падало...

Играй, играй!..
Деревья тонут в странном лепете...
Играй, наигрывай!..
Оставь глаза открытыми.
На дальней речке
стартовали гуси-лебеди —
и вот, смотри, летят,
летят и машут крыльями...

Играй, играй!..
Сейчас в большом
нелегком городе
есть женщина
высокая, надменная.
Она, наверное,
перебирает горести,
как ты перебираешь струны.
Медленно...

Она все просит
написать ей что-то нежное.
А если я в ответ смеюсь —
не обижается.
Сейчас выходит за порог.
А рядом —
нет меня.
Я очень без нее устал.
Играй, пожалуйста.

Гитара ахала.
Брала аккорды трудные,
она грозила непонятною истомою.
И все,
кто рядом с ней сидели,
были струнами.
А я был —
как это ни странно —
самой тоненькой.

(Роберт Рождественский)

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45052
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #92 : 05 Декабрь 2017, 21:36:21 »
Мандельштам

ОДА БЕТХОВЕНУ

Бывает сердце так сурово,
Что и любя его не тронь!
И в темной комнате глухого
Бетховена горит огонь.
И я не мог твоей, мучитель,
Чрезмерной радости понять.
Уже бросает исполнитель
Испепеленную тетрадь.

Когда земля гудит от грома
И речка бурная ревет,
Сильней грозы и бурелома,
Кто этот дивный пешеход?
Он так стремительно ступает
С зеленой шляпою в руке,
И ветер полы развевает
На неуклюжем сюртуке, —

С кем можно глубже и полнее
Всю чашу нежности испить?
Кто может, ярче пламенея,
Усилье воли освятить?
Кто по-крестьянски, сын фламандца,
Мир пригласил на ритурнель
И до тех пор не кончил танца,
Пока не вышел буйный хмель?

О, Дионис, как муж наивный
И благодарный, как дитя!
Ты перенес свой жребий дивный
То негодуя, то шутя!
С каким глухим негодованьем
Ты собирал с князей оброк
Или с рассеянным вниманьем
На фортепьянный шел урок!

Тебе монашеские кельи —
Всемирной радости приют,
Тебе в пророческом весельи
Огнепоклонники поют;
Огонь пылает в человеке,
Его унять никто не мог.
Тебя назвать боялись греки,
Но чтили, неизвестный бог!

О, величавой жертвы пламя!
Полнеба охватил костер —
И царской скинии над нами
Разодран шелковый шатер.
И в промежутке воспаленном,
Где мы не видим ничего, —
Ты указал в чертоге тронном
На белой славы торжество!

Декабрь 1914



Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 45052
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #93 : 05 Декабрь 2017, 21:46:03 »
Чтоб разбавить страдания! :laugh27:

Испанская баллада

© Сергей Козлов

Кот испанский
дон Мурлыка
С котофеем
дон Мяукой,
Оба в шарфиках,
В цилиндрах По Испании идут
Из Севильи
в Сарагоссу.

У котов с собой музыка —
Бубен,
Нежная гитара,
Пара старых кастаньет.

Улыбаясь,
дон Мурлыка
Дон Мяуке,
так, от скуки,
Между прочим,
вдруг сказал:
— Дон Мяука,
Дон Мяука,
Мне сдается,
нету слуха,
Дон Мяука,
У тебя!

— Как?! —
Воскликнул дон Мяука. —
Как сказал ты?
Нету слуха?!
Улыбаясь,
дон Мяука
Дон Мурлыке возразил:
Поздно ночью
В Сарагоссе
Хвост Мурлыке откусил.

Плачьте, плачьте, кастаньеты!
Поклонялся всей душой
Дон Мурлыка
Дон музыке,
Дон музыке золотой!..

И теперь
В Кадиксе синем,
В Барселоне величавой,
В Андалузии любимой
Под огромною луной...

Плачьте, плачьте, кастаньеты!
Жалко бедного кота!...

Пляшет огненную хоту
Дон Мурлыка
Без хвоста.

Плачьте, плачьте, кастаньеты!

Дон Мяука,
Дон Мяука
По-злодейски поступил,
Потому что дон Мяуке
Слон на ухо наступил.

***
Дон Мяука
Был прохвост.
Поздно ночью
В Сарагоссе
Откусил
Мурлыке
Хвост.

Повторяю:
Был прохвостом,
Рыжий весь,
огромный ростом,
Дон Мяука.
В бубен бил.
В бубен эта бездарь била,
В Сарагоссе откусила —
Перламутровый,
легчайший...

Дон Мурлыке — музыканту...
Словно дым родной,
сладчайший...

Дон Мурлыке — музыканту...

Хвост
Мурлыке
откусил.

Плачьте, плачьте, кастаньеты!
Этот вымысел не прост:

Если любишь ты искусство,
Если предан ты искусству,
Солнцеликому искусству —
Береги,
Мурлыка,
хвост!

 :D

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12181
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #94 : 09 Июнь 2018, 09:03:44 »
музыка не приходит через наушники, она
возникает внутри меня,
я сам - свой собственный слушатель,
прозрачное простанство, в котором бьется ритм,
и наконец, в центре черепной пещеры музыка
начинает ткать желанную мной паутину.

Как же не поверить, что и поэзия, в некотором
роде, - слово, которое прислушивается к себе, надев
невидимые наушники, едва лишь стихи начинают свое
волхвование?! Мы можем абстрагироваться, читая рас-
сказ или роман, жить во времени, которое принадле-
жит прочитанному более, чем время нашего чтения, но
все равно мы связаны с окружающей жизнью, и узнан-
ное продолжает оставаться тем, что мы знали, только
с эстетическим, иносказательным, символическим плю-
сом. А стихи говорят только: они - стихи, и не бо-
лее. Оправданность их рождения и существования в
том, чтобы вернуть нас к истокам нашего внутреннего
«я», точно так же, как наушники разрушают мост меж-
ду внешним и внутренним мирами, чтобы создать осо-
бое душевное состояние - присутствие и существова-
ние музыки, которая приходит, поистине, из глубин
темной пещеры.
Никто не описал этого лучше, чем Райнер Мария
Рильке, - в первом из сонетов, посвященных Ор-
фею: О Orpheus singt! О hoher Baum im Ohr!

Кортасар

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12914
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #95 : 13 Июнь 2018, 00:56:25 »
Алиция закончила разговор с родственником, простилась с ним и, сев на диван, достала из сумки нераспечатанную пачку сигарет.
   – Холера! – сказала она, с треском разрывая пачку. – Ну и удовольствие мне предстоит!
   Это прозвучало столь зловеще, что я с тревогой взглянула на нее:
   – Что за удовольствие?
   – Устроить званый вечер для Херберта и его жены. Они уже давно напрашивались на ужин по-польски, а я все увиливала. А вот теперь выяснилось, что Херберта обязательно надо привлечь по делу о наследстве, а как я к нему с этим обращусь, если увиливаю от званого вечера?
   – Не понимаю, почему тебя этот вечер так нервирует? Подумаешь, ужин на две персоны!
   – Да ведь ужин по-польски!
   – Как это понимать? Все должны упиться вдрызг и хором петь «Шла дзевечка до лясечка»?
   И. Хмелевская. "Всё красное"

Итак «Шла дзевечка до лясечка». Признаться, меня всегда интриговало, что же это за песня. И вот прямо сейчас я её нашла. И что вы думаете - песня-то оказалась очень мне знакомой. Можно сказать - песенка моего детства. Я её частенько слышала по радио и её напевала моя мама. Она пелась у нас в русском переводе.
А вот она в исполнении Государственного ансамбля песни и танца Польши "Мазовше"



Меня всегда в этом эпизоде удивляло, насколько польские представления о пирушках совпадают с русскими: упиться вдрызг и петь.  :D Только на русской пирушке это был бы "Ой, мороз, мороз".
О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12914
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #96 : 19 Декабрь 2018, 14:35:45 »
Александр Степанович Грин. "Фанданго".
В своих книгах Грин не обходил вниманием музыку. Его герой играют на фортепиано, поют, танцуют.
В ритме Фанданго проходит один из чудесных рассказов, который так и называется.

Я превозмог мороз тем, что закурил и, держа горящую спичку в ладонях, согрел пальцы, насвистывая мотив испанского танца. Уже несколько дней владел мной этот мотив. Он начинал звучать, когда я задумывался.
   Я редко бывал мрачен, тем более в ресторане. Конечно, я говорю о прошлом, как бы о настоящем. Случалось мне приходить в ресторан веселым, просто веселым, без идеи о том, что «вот, хорошо быть веселым, потому что…» и т. д. Нет, я был весел по праву человека находиться в любом настроении. Я сидел, слушая «Осенние скрипки» , «Пожалей ты меня, дорогая», «Чего тебе надо? Ничего не надо» и тому подобную бездарно-истеричную чепуху, которой русский обычно попирает свое веселье. Когда мне это надоедало, я кивал дирижеру, и, проводя в пальцах шелковый ус, румын слушал меня, принимая другой рукой, как доктор, сложенную бумажку. Немного отвернув лицо взад, вполголоса он говорил оркестру:
   – Фанданго!
   При этом энергичном, коротком слове на мою голову ложилась нежная рука в латной перчатке, – рука танца, стремительного, как ветер, звучного, как град, и мелодического, как глубокий контральто. Легкий холод проходил от ног к горлу. Еще пьяные немцы, стуча кулаками, громогласно требовали прослезившее их: «Пошалей ты мена, торокая», но стук палочки о пюпитр внушал, что с этим покончено.
   «Фанданго» – ритмическое внушение страсти, страстного и странного торжества. Вероятнее всего, что он – транскрипция соловьиной трели, возведенной в высшую степень музыкальной отчетливости.


Я не могу сказать, какое именно Фанданго имел ввиду писатель. Чисто испанскую музыку или испанские мотивы в произведении какого-нибудь композитора. Русские композиторы, начиная с Глинки,  отдали дань испанским ритмам и кастаньетам.
Где-то я читала, в каком-то исследовании творчества Грина, что в те времена было очень популярным "Астурийское фанданго" Римского-Корсакова.



Но его ли играл оркестр ресторана под управлением румына?

А может быть, вот это?  :)
...он (Бам-Гран) нагнулся и взял гитару; его спутники сделали то же самое. Тихо и высокомерно смеясь, они отошли к стене, став рядом, отставив ногу и подняв лица. Их руки коснулись струн… Похолодев, услышал я быстрые, глухие аккорды, резкий удар так хорошо знакомой мелодии: зазвенело «Фанданго». Грянули, как поцелуй в сердце, крепкие струны, и в этот набегающий темп вошло сухое щелканье кастаньет.



Но не только это я хотела сказать. И вообще, разговор этот я завела не ради Фанданго. Нет, я хотела сказать слово защиты.
Говоря о своей любви к испанским ритмам и мелодиям, герой гриновского рассказа Александр Каур так пренебрежительно отозвался о российских пьесах, которыми "попирает" своё веселье русский человек.
И это о романсе Бакалейникова. А романс-то очень даже не плох.



Зря, зря так Александр Степанович!
Да что тут говорить. Он же ни Нюши, ни Хаски не слышал... :sigh:

Но закончу всё же строками, посвящёнными  фанданго:

– Итак, – сказал он, – «Фанданго»! Это прекрасная музыка, и мы сейчас услышим ее в исполнении барселонского оркестра Ван-Герда.
Тогда хлынуло наконец полной мерой единственное «Фанданго». о котором я мог сказать, что слышал его при необычайном возбуждении чувств, и тем не менее оно еще подняло их до высоты, с которой едва заметна земля. Чрезвычайная чистота и пластичность этой музыки в соединении с совершенной оркестровкой заставила онеметь ноги. Я сам звучал, как зазвеневшее от грома стекло. С трудом понимал я, что говорит рядом Бам-Гран, и бессмысленно посмотрел на него, кружась в стремительных кругообразных наплывах блестящего ритма. «Все уносит, – сказал тот, кто вел меня в этот час, подобно твердой руке, врезающей алмазом в стекло прихотливую и чудесную линию, – уносит, разбрасывает и разрывает, – говорит он, – гонит ветер и внушает любовь. Бьет по крепчайшим скрепам. Держит на горячей руке сердце и целует его. Не зовет, но сзывает вокруг тебя вихри золотых дисков, вращая их среди безумных цветов. Да здравствует ослепительное „Фанданго“!» Оркестр замедлил и отпустил глухую паузу последнего перехода. Она перевернулась в сотрясающем нервы взрыве последнего ликования. Музыка взяла обаятельный верх, перенеслась там из вышины в вышину и трогательно, гордо сошла вниз, сдерживая экспрессию.


О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 67136
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #97 : 19 Декабрь 2018, 14:58:08 »
Спасибо, Таня, очень интересно!
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Tankay

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12914
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #98 : 25 Июль 2019, 22:58:52 »
Он останавливается возле рояля и оглядывается.
– Кто играет?
– Бронвин, – сдает меня Мейв прежде, чем я успеваю раскрыть рот.
– Сыграешь что-нибудь?
Это все же легче, чем разговаривать с ним.
Я бреду к табурету, сажусь, поправляю перед собой ноты. Это «Вариации на тему канона», которые я разучиваю уже не первый месяц. Уроки музыки я беру с восьми лет, и техника у меня очень хорошая. Но я никогда не могу заставить людей что-то почувствовать. «Вариации на тему канона» – первая пьеса, которая вызвала у меня желание попробовать. Что-то есть в том, как она развивается, начинаясь мягко и тихо, набирая мощь, пока не звучит почти гневно. Это трудная часть, потому что в какой-то момент ноты становятся резкими, почти диссонансными, и я не могу набрать нужную силу, чтобы это вытянуть.

Я не играла уже почти неделю. В последний раз, когда попыталась, взяла столько фальшивых нот, что даже Мейв дергалась. Кажется, она помнит, потому что смотрит на Нейта и говорит:

– Эта пьеса очень трудная. – Будто вдруг пожалела, что поставила меня в трудное положение.

А, ладно, черт с ним! Вся эта ситуация слишком абсурдна, чтобы принимать ее всерьез. Если я утром проснусь и Мейв мне скажет, что мне все приснилось, я с ней полностью соглашусь. Так что я начинаю играть – и произведение сразу ощущается по-другому, свободнее, проще с подходами к трудным местам. Я забываю про Мейв и Нейта и радуюсь, когда ноты, на которых я обычно спотыкаюсь, звучат легко и свободно. И даже крещендо я не атакую так сильно, как надо бы, но играю быстрее и увереннее, чем обычно, и ни разу не фальшивлю. Закончив, я торжествующе улыбаюсь Мейв, и только когда ее взгляд перемещается на Нейта, вспоминаю, что у меня двое слушателей.

Он стоит, прислонившись к книжному шкафу, руки у него скрещены на груди, и он впервые не выглядит так, будто ему скучно или он сейчас будет надо мной насмехаться.

– Это лучшее, что я слышал в жизни, – произносит он.
........................................
Сегодня я играю с симфоническим оркестром Сан-Диего – в рамках их концертов в школах. Я отправляла им заявки с девятого класса, но приглашения ни разу не получала, а месяц назад оно наконец пришло. Вероятно, это произошло из-за моей скандальной известности, хотя мне хотелось бы думать, что дело в том видео, которое я им отправила – «Вариации на тему канона». Я сейчас играю намного лучше, чем осенью.

– Нервничаешь? – спрашивает Мейв, когда мы спускаемся.
– Немного, – отвечаю я, но она едва слушает.
Концерт проходит в «Копли-Симфони-холле», перед многочисленной публикой. Когда наступает моя очередь, я выхожу на большую сцену, в центре которой рояль кажется крошечным. В зале тишина, если не считать отдельных покашливаний, и мои каблуки громко стучат по лакированному полу. Огладив платье, я сажусь на стул из черного дерева. Я никогда не выступала перед такой широкой аудиторией, но нервничаю меньше, чем ожидала.

Я сгибаю пальцы и жду сигнала из-за сцены. И, едва начав, сразу же понимаю, что это будет лучшее исполнение за всю мою жизнь. Звуки льются непрерывным потоком, но дело не только в этом: когда я дохожу до крещендо и тихих нот сразу после него, я передаю клавишам все свои эмоции последних месяцев. Каждая нота ощущается как удар сердца – и я знаю, что публика чувствует то же самое.

Я заканчиваю, и в зале звучат громкие аплодисменты. Я встаю, наклоняю голову, принимая одобрение публики, потом помреж манит меня пальцем, и я ухожу за кулисы. Там я получаю цветы, оставленные для меня родителями, и сижу с ними, слушая остальных исполнителей.
................................................................
Я сжимаю цветы, разглядываю празднично одетых людей, которые, смеясь и переговариваясь, непрерывным потоком выливаются на тротуар. Очередь из дорогих машин постепенно продвигается, и я смотрю на них, хотя отец не мог подъехать так быстро. «Лексус», «Рендж-ровер», «Ягуар».

Мотоцикл.

Огни мотоцикла гаснут, и водитель снимает шлем. У меня колотится сердце. Нейт слезает, обходит пожилую пару и направляется ко мне, не сводя с меня глаз. Я не могу дышать.
– Привет! – Он смотрит на меня
– Привет, Нейт! Как поживаешь?
– Нормально. - Он проводит пальцами по волосам, снова смотрит на меня из-под полуопущенных век. Так, как смотрел перед тем, как меня поцеловать. – Я был на концерте. В тот вечер, когда я впервые увидел, как ты играла, я сказал неправду. Вот это , то, что было сегодня, – лучшее, что я слышал в своей жизни.
   Карен М. Макманус. "Один из нас лжёт".

А вот и та музыка. Иоганн Пахельбель. "Вариации на тему канона".

О нашей столь омерзительной современности когда-то будут говорить «Эти добрые старые времена».
     — Алоизий Качановский

Оффлайн ProstoTak

  • Адмирал Флота
  • *****
  • Сообщений: 12181
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #99 : 13 Август 2019, 21:52:25 »
Александр Габриель

Summertime

 
Июльский ветерок, горяч и чист,
по лицам хлещет, как заряд картечи...
У входа в молл седой саксофонист
играет «Summertime», сутуля плечи.
Храни нас, Бог. И музыка, храни.
И души утомленные согрей нам...
Ну что нам сорок градусов в тени,
коль рядом тени Паркера с Колтрейном?!
 
Позволь нам рассмотреть, бродяга-скальд,
живущий вопреки законам рынка,
как время вытекает на асфальт
из мундштука, как тающая льдинка,
и шепчет нам на языке небес,
познавших всё, от штиля и до вьюги,
что Порги точно так же любит Бесс,
как сотню лет назад на жарком Юге.
 
Не осознать непросвещённым нам –
мы в силах лишь следить заворожённо –
какие чудеса творятся там,
в причудливом раструбе саксофона...
Прохожий, хоть на миг остановись
и ощути, умерив шаг тяжёлый,
как музыка и боль взлетают ввысь,
взрывая музыканту альвеолы.

Онлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 67136
Re: Музыкальная тема в литературе и поэзии.
« Ответ #100 : 13 Август 2019, 21:55:58 »
 :isumitelno:
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)