Автор Тема: Айрис Мёрдок  (Прочитано 2848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн elly

  • Лейтенант
  • **
  • Сообщений: 126
Айрис Мёрдок
« : 28 Декабрь 2016, 19:44:31 »
Очень люблю этого автора.  Айрис Мёрдок удивительно понимает людей, побуждения человеческих поступков, то есть никаких иллюзий насчет этого у нее нет, и никаких попыток кого-то или что-то осудить. Её романы многфигурные, сюжеты (мягко говоря) запутанные, характеры очень выпуклые, некоторые персонажи дико, просто дико раздражают, ну как живые люди. Ситуации бывают абсурдные (в стиле «ночь ошибок»), иногда трогательные, иногда невыносимо жестокие, но всегда странным образом узнаваемые. Разговоры – важная часть сюжета. Фирменный прием Мёрдок – начать книгу с диалога, причем прямо с середины. Разговоры всякие - интеллектуальные, эмоциональные, философские, высокодуховные,  мелодраматические, политические, а иногда все вместе плюс базарные разборки в том же флаконе.

Невооруженным глазом видно, как сильно на Айрис Мёрдок повлияли Шекспир и Достоевский. Приятно вот так читать – и узнавать, ловить аллюзии, чувствовать «волновой эффект», особенно если учесть, что когда-то на Достоевского очень сильно повлиял Диккенс.

Я сейчас читаю «Генри и Катон», так там просто-таки витает дух Фёдора нашего Михайловича, конкретно роман «Бесы».

Вообще я ее много чего прочла, я и читать-то по-английски училась на Толкине и на романах Мёрдок. Они у нее всякие, но - все качественные. И живые, то есть взаимодействуют с жизненным опытом читателя. В смысле - когда перечитываешь через энное количество лет, то по-новому воспринимаешь

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #1 : 28 Декабрь 2016, 20:27:22 »
И мне Айрис Мердок понравилась. Читала, правда, только "Черный принц".
Не зря ей Букера дали - и психология, и страсти, и тексты сильные, и читается легко.

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 47498
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #2 : 28 Декабрь 2016, 20:48:53 »
Читал то, что в "Иностранке" печаталось. "Черного принца" - точно. Но было и что-то еще. Правда, не перечитывал уже лет 30  :blush:.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Sagitta

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1909
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #3 : 29 Декабрь 2016, 05:18:02 »
Очень сильный автор.
Я недавно посмотрела биографический фильм "Айрис" Ричарда Гира, где её играют Джуди Денч (в старости) и Кейт Уинслет (в молодости), и он меня тронул. Все-таки какая жестокая эта болезнь Альцхаймера, когда человек теряет своё "я" - и какое "я"....

Оффлайн elly

  • Лейтенант
  • **
  • Сообщений: 126
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #4 : 29 Декабрь 2016, 14:15:17 »
Спасибо, Sagitta, посмотрю обязательно.

Читала всякие опросы типа "Ваш любимый роман Мёрдок" и заметила, что чаще называют те ее романы, что написаны от первого лица - "Черый принц", "Дитя слова" и "Море, море".
Они как бы более сфокусированные.

Но она не слишком часто пользовалась этим приемом, центральный "Я"- персонаж как бы нарушает права других... а у Айрис Мёрдок каждый имеет право на голос, и романы получаются очень даже полифоничные. Вот как "Ученик философа", например, у него кстати тоже очень хорошая читательская пресса.

А в список "100 лучших английских романов по версии журнала Тайм" от Мёрдок попал самый первый ее роман, тоже от первого лица - "Под сетью". Он правда чудесный. Я вот именно на нем поняла (перечитавши его с 15-летним перерывом), что прожитый тобой кусок жизни может заметно улучшить качество книги  :)

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #5 : 29 Декабрь 2016, 17:50:12 »
Скачала сборник - 27 книг.
На черный день. :)

Оффлайн elly

  • Лейтенант
  • **
  • Сообщений: 126
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #6 : 30 Декабрь 2016, 09:50:15 »

На черный день. :)

Ну... в общем, да. Хоть и надеешься, что блокады не будет, но надо же быть готовым ко всему.
Нельзя вот просто так дать себя убить... сенсорным голодом  ;)


Я дочитала "Генри и Катон"
Понравилось.
Тоже книга для... ну, зрелого восприятия.

Действительно под сильным впечатлением от "Бесов" Достоевского написано, и еще в одной ключевой сцене обмениваются крестами, как князь Мышкин с Рогожиным

Сильный сюжет, необычные, очень достоверные образы
И такая мощь повествования, просто élan vital

и столько любви к людям, при том, что весь их эгоизм, слабость, уязвимость, вопиющее несовершенство оказались на виду - столько любви, трезвой, понимающей. Все про них знать и несмотря на это любить. Причем не абстрактная любовь, а - вот просто чувствуешь ее тепло, жалость, и нежность, и даже любование.

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #7 : 30 Декабрь 2016, 14:00:35 »
Я не верю, что можно все перекрыть и закрыть, но надоело с периодичностью раз в месяц менять закладки на вход в Флибусту.
У нас все библиотеки бесплатные - почему именно электронные должны быть платными? Тем более, там хоть физический износ книги имеет место, и затраты на мое обслуживание - а здесь ничего!

Оффлайн elly

  • Лейтенант
  • **
  • Сообщений: 126
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #8 : 06 Январь 2017, 10:52:24 »
Я посмотрела фильм "Айрис"

Милый и трогательный. Местами жесткий и натуралистичный. Очень английский.
Много визуальных лейтмотивов из ее текстов стали символами немоты - камни, вода. Лисы. Быстрая река. Морской берег. Все нагружено смыслами, но - слова потеряны. Книга закрыта. Знание замкнулось на себя, потеряло контакт с Со-Знанием, с миром.


С какой новой радостью потом берешь с полки её книгу и - вот она, вернулась, обрела речь. Её жизнь и её тайное знание.

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #9 : 07 Март 2017, 20:25:38 »
Айрис Мердок
Время ангелов

«Время ангелов» — это история вины, искушения и разрушительных страстей, которые разворачиваются в стенах готического особняка старой Англии.
Человеческая душа стремится к познанию вечности. Но этот путь и это познание порой непосильны для человека, жить праведно и счастливо до последнего вздоха абсолютно невозможно, и тогда начинается трагедия, хаос поглощает героев, а на смену любви приходит смерть.


Мрачный дом, окруженный плотным желтым туманом... Какие страсти сотрясают его! Отец - священник, разочаровавшийся в Боге и потерявший веру; его дочь, испытывающая страсть к своей кузине; молоденькая кузина, скованная ортопедическим корсетом и не выходящая из комнаты; непонятные русские - отец и сын; темнокожая служанка Пат, любовница священника... Дом сотрясается от всех этих страстей и проходящих мимо поездов подземки, и всех их трясет. Они разговаривают друг с другом - но такое впечатление, что никто никого не слышит, каждый замкнут в своем панцире одиночества, разочарования и душевной боли.
Есть и любовь, в которой они так нуждаются, но даже она не может сделать обитателей дома счастливыми. Они пытаются выстроить чувства на любопытстве, предательстве, благодарности за внимание  и интерес, болезненном наваждении,  даже  на инцесте и кровосмешении. Мрак. Вообще - напрямую об этом не говорится, но мне стали мерещиться всякие гадости: в чем причина такой сильной любви Маркуса к брату, почему Маркус дает деньги Лео, зачем Маркусу видеть Элизабет - вообще, все очень нездорово!

— Элизабет теперь, наверное, очень красива, — сказал Маркус, расправляясь с кусочком торта. Пусть из малодушия он никогда не претендовал на свои опекунские права, но все еще чувствовал странное волнение, охватившее его после смерти Джулиана: он вдруг стал как бы отцом хорошенького и умного ребенка. Карл вскоре похитил маленькую женщину, но она заняла место в самых потаенных мечтаниях Маркуса. Когда она была ребенком, он постоянно писал ей письма и привык связывать с ней некое смутное, теплое предчувствие будущего. Элизабет была как бы оставлена им на потом, она была кем-то, чей час еще только должен наступить. Теперь он вновь ощутил этот старинный трепет невинного обладания, смешанный с еще более древним чувством — страха перед старшим братом.
Ну вот как это?
Поэтому в финале наступает апокалипсис. Ну, у Мердок это неудивительно.



Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #10 : 07 Март 2017, 20:30:29 »
Ох уж этот английский чай!

Нора Шедокс-Браун, затянутая в твид, склонилась над чайным столиком.

Подобно всем тем, для кого единственной заботой является забота о других, она до средних лет сохранила моложавость, хотя ее прямые волосы уже посеребрила седина. Круг света падал на скатерть из плотного ирландского льна, на белизне которой поблескивали золотистые трилистники. Огромный, как головка сыра, разрезанный на дольки вишневый торт обнаруживал свое кремовое нутро, утыканное сочными вишенками — и это Маркус отметил с удовольствием — до самого верха. Румяные лепешки млели под тяжестью масла. Сливовый джем, названный его изготовителем «сливовой приправой», чтобы намекнуть на изысканность кушанья, а значит, и продать подороже, маслянистой горкой возвышался на блюде из уотерфордского стекла. Чашки только что наполнили, и острый свежий аромат индийского чая поманил Маркуса к столу. Он сел.

Айрис Мердок
Время ангелов.

Оффлайн elly

  • Лейтенант
  • **
  • Сообщений: 126
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #11 : 07 Март 2017, 21:18:06 »
Да-а, английское чаепитие - это нечто. Хотя при чем тут уже чай, про тот чай забудешь с таким закусоном   ;D

Вот “Время ангелов” я не читала.  Я из ее 26 романов читала семнадцать, так “Время ангелов” один из девяти еще не прочитанных. Судя по синопсису, круто даже для нее. Что ли прочесть?

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #12 : 07 Март 2017, 23:16:18 »
Признаюсь, что не только не читала, но даже и не слышала о таком авторе. Скачала сейчас пару книг, почитаю, посмотрю понравится ли.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн ProstoTak

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 6957
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #13 : 07 Март 2017, 23:26:59 »
Скачала сейчас пару книг, почитаю, посмотрю понравится ли.


Таня, начни с "Черного  принца", он первый появился в Союзе, в "Иностранке", в 70-е - думаю, многие знакомство с Мердок с этой книги начинали. Потом был довольно большой перерыв (с изданиями ее книг) - поправьте, если путаю. Я стала ее читать уже в 2000-х снова. Она стиль меняет почти в каждой новой книге. А когда-то ее принято было считать типичной представительницей современного экзистенциализма. "Черный принц" мне в юности нравился.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #14 : 07 Март 2017, 23:47:14 »
Я как раз и скачала себе "Черный принц" и "Море, море".
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн ProstoTak

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 6957
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #15 : 07 Март 2017, 23:49:53 »
Я как раз и скачала себе "Черный принц" и "Море, море".
Поддерживаю  :)

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #16 : 27 Март 2017, 19:06:32 »
А я взялась за Айрис Мердок. для начала выбрала "Черного принца", прочитала уже больше трети. Очень не нравится. Вот в раздумьях: бросить или читать дальше. Потому и читается медленно, что не нравится. Да и выходные у меня были такими сумасшедшими, что некогда было книгу  в руки взять.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн Papa Kot

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2940
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #17 : 27 Март 2017, 19:59:56 »
А, почему не нравится? У меня он большого восторга тоже не вызывает, но я слышал, что многим женщинам нравится. Вроде бы считается, что там тонко передана женская психология.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #18 : 27 Март 2017, 20:35:58 »
Не знаю, как кому, а я с трудом продираюсь через ненужное многословие и витиеватый слог, в этом всем тонет содержание и смысл. Не знаю, как у других женщин, но у меня, видимо, совсем другая психология, правда я в подобных ситуациях не бывала, но мне кажется, что там все истерички. Не знаю, как у кого, у меня были и срывы, и истерики. что там говорить, бывало, при этом психология у меня была совсем другая. Но содержание как раз ничего, только добраться до него сложно, витиеватость текста и бесконечные нуднейшие философские отступления очень мешают. Причем философия какая-то на мой взгляд извращенная. И я там женской психологии особо пока не вижу, пока только мужская, причем какого-то странноватого типа. Наверное такие есть,  почему нет, но от меня такая философия далека.
Но я прочитала мало, только треть примерно. Очень медленно разворачивается сюжет.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн ProstoTak

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 6957
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #19 : 27 Март 2017, 23:22:22 »
Я читала в 20, и в "за 30", нравилось, но женской прихологии там тоже вспомнить не могу. Там психология главного героя, увы неприятная, но затягивающая. В прошлом году взялась было перечитать и бросила - все известно, и проходить через все его метания, страдания, натурализм и самоуничижение в третий раз не захотелось.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #20 : 05 Апрель 2017, 08:56:11 »
Дочитала "Черного принца". Теперь рада, что не бросила. Действительно книга стоит того, чтобы быть прочитанной. И действительно женская психология там есть, правда косвенно, но есть. Но, конечно, из-за философии главного героя и его самокопаний, читается книга, особенно первая ее половина, с трудом, а потом события начинают развиваться быстрее и уже трудно оторваться, тем более, что привыкаешь к стилю (надо признаться, что половину его "мыслей" я просто пролистывала, т.к. он уже понятен, а читать это все очень неинтересно). Несомненно книга оставляет след.
Не знаю почему, но она мне показалась похожей (не в смысле сюжета и стиля, а на каком-то более высоком уровне, может в смысле выворачивания человеческого подсознания) на Донну Тарт и ее "Тайную историю" (больше я ее ничего не читала и пока не хочу).
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн Papa Kot

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2940
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #21 : 05 Апрель 2017, 23:08:43 »
Дочитала "Черного принца". Теперь рада, что не бросила. Действительно книга стоит того, чтобы быть прочитанной. И действительно женская психология там есть, правда косвенно, но есть. Но, конечно, из-за философии главного героя и его самокопаний, читается книга, особенно первая ее половина, с трудом, а потом события начинают развиваться быстрее и уже трудно оторваться, тем более, что привыкаешь к стилю (надо признаться, что половину его "мыслей" я просто пролистывала, т.к. он уже понятен, а читать это все очень неинтересно). Несомненно книга оставляет след.
Не знаю почему, но она мне показалась похожей (не в смысле сюжета и стиля, а на каком-то более высоком уровне, может в смысле выворачивания человеческого подсознания) на Донну Тарт и ее "Тайную историю" (больше я ее ничего не читала и пока не хочу).

Да, чувствуется какое-то сходство с Донной Тартт.
Там и мужская психология есть и довольно откровенная. Герой, собственно, не такой уж и нытик, просто в одиночестве в не самый веселый период жизни.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #22 : 08 Апрель 2017, 22:57:38 »
Герой, собственно, не такой уж и нытик, просто в одиночестве в не самый веселый период жизни.
Тут дело даже не в нытье, а в жизненной философии героя, в его стремлении "разложить по полочкам" все действия, все проанализировать и на всем поставить штамп, копаться в себе и в других, приписывая им свои мысли.  И эти его самокопания мне читать было неинтересно.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн ProstoTak

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 6957
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #23 : 08 Апрель 2017, 23:09:01 »
Тут дело даже не в нытье, а в жизненной философии героя, в его стремлении "разложить по полочкам" все действия, все проанализировать и на всем поставить штамп, копаться в себе и в других, приписывая им свои мысли.  И эти его самокопания мне читать было неинтересно.
Я, конечно, читала давно, но мне кажется, он там выдумывает мир и окружающих людей в таком игрушечном виде - под себя, видит их такими, какими хочется ему. А в мире реальном ему страшно, страшно до такой степени, что он готов от столкновения с ним сойти с ума. Я так запомнила.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #24 : 08 Апрель 2017, 23:49:57 »
Я, конечно, читала давно, но мне кажется, он там выдумывает мир и окружающих людей в таком игрушечном виде - под себя, видит их такими, какими хочется ему. А в мире реальном ему страшно, страшно до такой степени, что он готов от столкновения с ним сойти с ума. Я так запомнила.
Я согласна, что он выстраивает мир под себя. Но, мне кажется, что он не боится реального мира, он в нем, кстати, весьма неплохо устроился, и не хочет напрягаться, зачем, легче думать о проблемах, анализировать их, смотреть на них со стороны, чем решать, пусть это делают другие, так удобнее. А боится он оказаться в глазах других рядовым, обыкновенным, таким, как все. Выстраивая мир под себя, он в этом мире занимает высокую позицию думающего, все понимающего, стоящего интеллектуально над остальным людом, этаким всевидящим пророком и судией. И старается занимать это место в глазах людей. И боится он потерять это место, пусть даже перед кем-то одним, почувствовать, что в чьих-то глазах сверзился он вниз со своего пьедестала., оказаться обыденным, одним из многих. А "распечатала" его бывшая жена (что не удивительно, она с ним боле других была близка), дословно я не помню, но она сказала, что он остался мальчиком из бедной книжной лавки. который больше всего боится. что его примут за мальчика из бедной книжной лавки. Она это не одним предложением сказала, а в разговоре в разных местах, но суть такая. Вот таким он мне кажется. Он и в тюрьме оказался, что боялся оказаться мелким и смешным, поэтому и нагородил кучу лжи, в ней сам запутался, а когда начал говорить правду, то было уже поздно, никто ничему уже не верил, в том числе и судья.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн ProstoTak

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 6957
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #25 : 08 Апрель 2017, 23:59:19 »
А боится он оказаться в глазах других рядовым, обыкновенным, таким, как все. Выстраивая мир под себя, он в этом мире занимает высокую позицию думающего, все понимающего, стоящего интеллектуально над остальным людом, этаким всевидящим пророком и судией. И старается занимать это место в глазах людей. И боится он потерять это место, пусть даже перед кем-то одним, почувствовать, что в чьих-то глазах сверзился он вниз со своего пьедестала., оказаться обыденным, одним из многих.

А ведь так и  есть, права ты, я вспомнила. Страшно, наверное, на это жизнь положить...Бездарно.. Жалко его.

Оффлайн technik

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5473
  • на ТЫ, пожалуйста
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #26 : 12 Апрель 2017, 11:36:03 »
А ведь так и  есть, права ты, я вспомнила. Страшно, наверное, на это жизнь положить...Бездарно.. Жалко его.
А мне не жалко (в смысле потерянной жизни не жалко, а что в тюрьму невинным попал жалко, т.к. это не справедливо). Самовлюбленный эгоист. Ничего сам из себя не представляет, а гонору-то, остальных и за людей не считает.  Может еще этим на "Тайную историю" Донны Тарт похоже, та книга книга тоже о самовлюбленных эгоистах, которые интеллектуально поставили себя над остальными.
Действие 3, явление 77. Входит кошка и говорит: "Мяу!"

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #27 : 12 Июль 2017, 11:20:32 »
Таня, спасибо за "Единорога". После своих детективов с огромным удовольствием читаю Мердок.

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #28 : 14 Июль 2017, 21:57:25 »
Айрис Мердок
Единорог


«Единорог» — одно из самых значительных произведений писательницы. Героиня романа Мэриан Тейлор, ставшая «компаньонкой» странной дамы, живущей уединенно в своем замке, постепенно начинает понимать, что её работодательница. в действительности — узница. И не только собственных фантазий, но и уехавшего семь лет назад мужа. Кто на самом деле Анна Крин-Смит? Невинная жертва? Сумасшедшая? А может быть, ведьма?


Начиналось все, как в хорошем готическом романе: молодая женщина едет в поместье некой миссис Крен-Смит по объявлению, в котором искали учительницу французского и итальянского. Все соответствует: мрачный суровый пейзаж, скалы из черного песчаника, холодное море, в котором нельзя купаться, старый дом, вечерами погружающийся почти в полную тьму. Света в доме нет, пользуются масляными лампами. Мне кажется, Мердок специально это придумала, потому что жизнь за пределами поместья вполне обычная, современная: люди летают самолетами, в тексте упоминается астронавт. Но жители Гэйза как будто заспиртованы.
Не менее странные отношения связывают тех, кто живет в доме. Главная героина - Ханна Крен-Смит - находится не то в добровольном заточении, не то под присмотром тюремщиков.
Неподалеку находится еще одно поместье, жильцы которого семь лет наблюдают за жизнью в Гэйзе.
Половина книги написана так, что ожидаешь развития сюжетных линий, но во второй части романа все линии оборваны. Такое впечатление, кто Мердок надоел роман и она убила часть героев. При этом даже не объясняются обстоятельства гибели, все так мимоходом!
На редкость несимпатичные герои, которые не знают, чего они хотят.
В финале - отвратительная сцена с завещанием.
Действия героев абсолютно немотивированы: люблю, хочу спасти, нет, хорошо, что мне не дали это сделать, и люблю я другую женщину, но любовь эта длится ровно сутки... Ну мрак же!
Самое сильное место в романе - момент, когда один из героев тонет в болоте.
В общем, книгу эту рекомендовать никак не могу, хотя язык прекрасный, и ничто не предвещало.
В общем, Джен Эйр в декорациях Анны Рэдклиф не случилась.

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 39494
Re: Айрис Мёрдок
« Ответ #29 : 14 Июль 2017, 21:57:47 »
Эффингэм никогда не смотрел смерти в лицо. Противостояние принесло ему новое спокойствие и новый ужас. Темное болото сейчас казалось совершенно пустым, как будто над ним нависла великая тайна, маленькие злобные божки ретировались. Даже звезды скрылись, и Эффингэм оказался в центре черного шара. Он ощущал, что медленно погружается в трясину, и его охватил разрушающий, невыразимый ужас. Он был не в состоянии смотреть прямо в глаза неминуемому, но и не хотел погибать хныча. Как будто подчиняясь чьему-то повелению, он взял себя в руки и попробовал сосредоточиться, но все же его мысли были сконцентрированы только на тьме. На него нашло оцепенение, в голове была пустота.

Макс всегда знал о смерти, всегда сидел, как судья, в своем кресле, глядя ей в лицо, но как судья ли? А может, как жертва? Почему Эффингэм никогда раньше не понимал, что это единственное обстоятельство, которое имело значение, и, возможно, единственное обстоятельство, которое все определяет? Если бы человек понимал это, он мог бы прожить всю свою жизнь при свете. Однако почему при свете, и почему ему теперь казалось, что темный шар, в который он вглядывался, был полон света? Что-то ушло, что-то ускользнуло от него в момент его пристального внимания, и это что-то был он сам. Возможно, он уже умер, его потемневший образ навсегда стерся. И все же что-то осталось. Так как что-то, безусловно, должно было остаться, что-то все еще существует. Его вдруг осенило. Останется все остальное, все, что не он сам, этот объект, который он никогда прежде не видел и на который теперь взирал со страстью любовника. И действительно, он мог бы знать, что факт смерти увеличивает продолжительность жизни. Так как он смертен, он — ничто, а раз он ничто, то все окружающее наполнилось до краев жизнью, и отсюда заструился свет. Вот, значит, что такое любить — смотреть и смотреть, пока не перестанешь больше существовать. Это была любовь, она то же самое, что и смерть. Он смотрел и ясно понимал, что вместе со смертью человека мир совершенно автоматически становится объектом совершенной любви. Он ухватился за слова совершенно автоматически и забормотал их как заклинание.

Хоть он и не предпринимал никаких попыток выпрямиться, что- то подалось под его правой ногой. Он наклонился в сторону и широко раскинул руки, невольно пытаясь вырваться. Вокруг не было ничего твердого, и руки безнадежно погрузились в грязь. Он замер, подняв перепачканные кисти к лицу. Теперь его засосало почти до пояса, и он погружался все быстрее. Охваченный предсмертной паникой, он издал несколько слабых криков, а затем громкий, вселяющий ужас пронзительный вопль полного отчаяния. Он не собирался звать на помощь, считая, что находится вне пределов досягаемости, и услышал, как вой прокатился над болотом и, казалось, вызвал эхо. Тогда из его груди снова вырвался рев, как у доведенного до отчаяния животного. Снова раздалось эхо.

Внезапно разум вернулся к Эффингэму. Казалось, на все это время он лишился себя, своей индивидуальности. Теперь же, полностью осознав ситуацию, видя, что небо освещается чуть заметными проблесками утра, он ощутил, что к нему вернулось сознание. Им овладело неистовое желание жить. Может быть, это ответный крик?

Теперь Эффингэм кричал совсем другим голосом:

— Эй, эй! На помощь! На помощь!

А.Мердок
Единорог