Автор Тема: Жизнеописания  (Прочитано 7147 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #90 : 15 Март 2019, 17:42:29 »
Горин увидел свою Марту в пору уже почти закоренелого холостячества: тридцатник. Искрометный красавец, привыкший к успеху, вдруг оробел. Ему не встречались такие женщины. Умная, очаровательная, вся – стиль и порода. Как все грузинки, конечно, княжна. Младшая в семье, где у каждого из шести братьев было, как в сказке, по три дочери. Восемнадцатой девчонке никак не могли придумать имя, все Этери, Медеи, Наны уже разобраны. Ну, пусть тогда будет Люба. Любовь, дитя войны. Перед глазами – всегда пример мамы, которая ждала отца с войны десять лет. Надеялась. Люба Келеселидзе была будто специально рождена для большой любви, обязанной стать смыслом жизни. Первый брак не удался, с тех пор княжна осторожничала.
С Гориным познакомилась, уже зная такого писателя. Интересно, конечно. Смешной, с этой неподражаемой дикцией… Шутил замечательно (в шутках Люба толк знала, поработав редактором на всех юмористических передачах и в Объединении музыкальных и комедийных фильмов). О любви речи не было. Второй раз случайно столкнулись на закрытом просмотре «Жить, чтобы жить» - как нарочно – Ив Монтан, все дела… А потом еще, после кино, зазвали в несусветную компанию к этому Горину – Ширвиндт, Миронов, Захаров, Кваша…
Стал бомбить письмами: знайте, что по Москве ходит высокий толстый человек, который думает о вас постоянно… На его сумасшедшую влюбленность реагировала довольно спокойно. Отношения с Гришей называла дружбой. Сама влюбилась после жуткого случая. На бульваре у прохожей женщины случился эпилептический припадок. Гриша, бывший доктор, бросился, каким-то невозможным образом, держа больную одновременно за голову, за ноги и за руки, приступ снял. Тут-то княжну и пробило. Вот он, ЕЁ мужчина. Сильный, большой, храбрый – рыцарь, да еще и профи. Настоящий мужик.
«Почему ты не женился на Жанне д’Арк? Ведь она была согласна…» Фраза, как многие реплики кой-каких горинских героинь, принадлежит Любе. Ее подруга Жанна, без памяти от Горина, сама, вообразите, сделала ему предложение. Тут сатирик и женился на Любе… Будто от чего-то спасаясь. Эту Жанну она ему и припоминала время от времени.

Боссарт
Спросить Гришу

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #91 : 15 Март 2019, 17:43:05 »
Счастливая натура Гриши Горина создавала вокруг него зону всеобщей радости. Он был настоящим «везунком», как верно назвал его Станислав Рассадин. Легким, талантливым, и всё ему давалось без труда. Не «как бы» - а именно чудесным, сказочным образом, словно где-то в завале его бумаг жила чем-то на него похожая, всемогущая царевна-лягушка и выполняла все его желания. Арканов долго вспоминал, как ловил такси у ЦДЛ. Гриша остался в ресторане. Минус 23. Монументальный Аркадий Михалыч стоял 10, 20 минут в хрестоматийной позе Ленина, весь заледенел. Когда через полчаса он превратился в страшную сосульку, - из дверей выбежал Горин, взмахнул рукой – и остановил машину. Арканов написал ему через несколько лет в Крым: «Гриша, срочно приезжай, не могу поймать такси!»

Боссарт
Спросить Гришу

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #92 : 15 Март 2019, 17:45:34 »
Всё, к чему прикасался Григорий Горин, становилось предметом искусства. Его особой, трагикомической литературы. Рассматривая свою последнюю кардиограмму, он сказал: «Один зубец мне особенно удался». Так мог бы сказать Мюнхгаузен, если бы в его время знали способы измерения работы сердца. О любви, жизни и смерти мудрого комедиографа Горина можно, конечно, написать книжку. И ее, конечно, напишут. Но лично я бы не стала. Потому что он сам все это давно описал в своей лучшей пьесе. В которой придумал одну главную штуку (повторенную, вернее, проверенную на «Формуле любви», «Свифте», «Тиле», «Шуте Балакиреве») – что смерти нет.

Боссарт
Спросить Гришу

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 63129
Re: Жизнеописания
« Ответ #93 : 15 Март 2019, 18:00:47 »
Талантливый был человек! Очень!  :isumitelno:
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #94 : 15 Март 2019, 18:14:13 »
Да. Его Мюнхгаузен гораздо лучше Мюнхгаузена Распе.

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 63129
Re: Жизнеописания
« Ответ #95 : 15 Март 2019, 18:19:37 »
Да. Его Мюнхгаузен гораздо лучше Мюнхгаузена Распе.
Конечно!

Горин редким талантом отличался: на знакомый с детства сюжет взглянуть по-новому. В этом он сходен с Е.Шварцем.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн elly

  • Капитан-лейтенант
  • **
  • Сообщений: 487
Re: Жизнеописания
« Ответ #96 : 28 Март 2019, 22:10:42 »
Дмитрий Быков, "Борис Пастернак", ЖЗЛ, 2011

Это действительно жизнь и творчество Пастернака в очень цельном, глубоко заинтересованном, нестандартном восприятии. И много нетривиальных мыслей о творчестве вообще, об истории. О жизни.

Я с ним не всегда согласна, но мне нравится, как он мыслит. И как излагает. И как на него действуют стихи. С ним интересно. Композиция у книги необычная, я бы сказала, хронологически-тематически-интертекстуальная.

Вообще – это Книга. Именно что не просто биография, а еще окно в духовный мир того, кто ее пишет. И стихи у Пастернака нам с Быковым нравятся одинаковые. Самые-самые его любимые определить легко, они в книге приведены полностью, как сказал Набоков – за биографию поэта берешься в основном ради счастья цитировать

Стиль великолепный, анализ и интерпретация произведений впечатляют, фактология доказательная, источники указаны. Если приходится что-то домысливать (мотивы поступков, происхождение художественных образов) - автор честно предупреждает об этом. Если ударяется в субъективность, то, по-моему, там и настолько, где и насколько это допустимо.

Да, и когда читаешь о человеке с такими годами жизни – 1890-1960 – то фирменные быковские обобщения по поводу отечественной истории выглядят даже более уместно, чем обычно :)

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #97 : 29 Март 2019, 10:55:29 »
А я тоже начала Пастернака.
Первое впечатление: Быкова здесь гораздо меньше, он себя сдерживает! :D
Пока читаю детство-юность.
Борис и ребенком был необыкновенным. Понятно, такие родители. Но вот он смог категорически отказаться от музыки - ведь даже в этом возрасте понял, что это не его.
И поразилась разнице в письмах молодых людей начала 20 и начала 21 века. Какие письма писали друг другу Ольга и Борис! Наши по сравнению с ними - как наскальная живопись по сравнению с Рембрандтом: искренность, страсть, но полный примитивизм.

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #98 : 01 Апрель 2019, 07:52:27 »
В той московской интеллигентной среде все друг друга знали. «Не мир тесен, а круг узок»,— шутили сами о себе. Были большие московские квартиры, музицирующие матери, рисующие или пишущие отцы, были рождественские праздники, совместные выезды на дачу, взаимные влюбленности, дружбы на всю жизнь, бестолковый, небогатый, уютный быт. Тот же быт и те же праздники — в доме Иды Высоцкой (правда, побогаче): иллюминованное мороженое, капустники, танцы, переодевания, фанты, флирты… Это была прослойка во всех отношениях промежуточная — не аристократы, не дворяне, по большей части образованные евреи, адвокаты, врачи, присяжные поверенные,— но они и создавали слой, который называется русской интеллигенцией. В отличие от дворян они не были творцами — для творчества не хватало им почвы; по-настоящему творить стали их дети — Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Катаев, Зощенко.

Быков
Пастернак

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #99 : 01 Апрель 2019, 07:59:03 »
Цветаева в письме к молодому собрату (это был Ю.Иваск) замечала, что у зрелого поэта главная смысловая единица в стихе — слово («NB! У меня очень часто — слог»). Нельзя не заметить, что такая смысловая перегруженность иногда делает поздние стихи Цветаевой неудобочитаемыми, спондеически-тесными, и вслух их читать затруднительно — пришлось бы скандировать. Эта страшная густота — следствие железной самодисциплины. Поразительно своевольная в быту, в дружбах и влюбленностях, в делении людей на своих и чужих (как правило, без всякого представления о их подлинной сущности),— Цветаева сделала свою поэзию апофеозом дисциплины, с упорством полкового командира по нескольку раз проговаривая, варьируя, вбивая в читателя одну и ту же мысль, и единицей ее поэтического языка действительно становится слог, чуть ли не буква. Иное дело Пастернак — отдельное слово в его стихах не существует. Слова несутся потоком, в теснейшей связи («все в комплоте»), они связаны по звуку, хотя часто противоположны по смыслу и принадлежат к разным стилевым пластам. На читателя обрушивается словопад, в котором ощущение непрерывности речи, ее энергии и напора, щедрости и избытка важнее конечного смысла предполагаемого сообщения. Сама энергия речевого потока передает энергию ветра и дождя, само многословие создает эффект сырости, влажности, мягкости. В этом принципиальное отличие Пастернака от другого великого современника — Мандельштама, в чьих стихах отдельное слово тоже не столь уж значимо, но важно стоящее рядом — часто бесконечно далекое по смыслу, соединенное с предыдущим невидимой цепочкой «опущенных звеньев» (выражение самого Мандельштама). У Мандельштама для описания московского дождя, данного в стихах «куда как скупо», употреблен единственный эпитет — «воробьиный холодок», и столкновение двух никак не связанных между собою понятий — воробей и холод — сразу дает пучок смыслов: видны нахохлившиеся мокрые воробьи московских улиц, мелкий, юркий, по-воробьиному быстрый, еле сеющийся дождь раннего лета. Пастернаку такая скупость не присуща — его дожди низвергаются, весь мир отсыревает разом —

«За ними в бегстве слепли следом косые капли. У плетня меж мокрых веток с небом бледным шел спор. Я замер. Про меня!»

— слепли, следом, капли, плетня, плям, плюх, звук опять впереди смысла, всегда избыточного, хитросплетенного. Цветаева выпячивает каждое отдельное слово, Мандельштам сталкивает его с другим, отдаленным,— Пастернак прячет и размывает его в единой звуковой цепи. Пожалуй, из всей прославленной четверки только у несгибаемой акмеистки Ахматовой слово значит примерно столько же, сколько в прозе,— оно не перегружено, не сталкивается с представителями чуждого стилевого ряда, не окружено толпой созвучий, остается ясным и равным себе. Ее стихи в прозаических пересказах много теряют,— уходит музыка, магия ритма,— но не гибнут (и, может быть, именно поэтому ей так удавались белые стихи — у Цветаевой их вовсе нет, у Мандельштама и Пастернака они редкость). Для пастернаковских прозаический пересказ смертелен (при пересказе мандельштамовских получается мандельштамовская проза — у него, в отличие от трех великих сверстников, принципы строительства прозаического и поэтического текста были одинаковы).

Быков
Пастернак

Оффлайн Птичка

  • Контр-адмирал
  • ****
  • Сообщений: 5383
Re: Жизнеописания
« Ответ #100 : 01 Апрель 2019, 08:59:15 »
именно поэтому ей так удавались белые стихи — у Цветаевой их вовсе нет

Как нет? А "Я бы хотела жить с вами в маленьком городе..." ? Или это верлибр, но не белый?
Как лорд последний, утром съел овсянку

Оффлайн Кэп

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1601
Re: Жизнеописания
« Ответ #101 : 01 Апрель 2019, 12:31:48 »
Как нет? А "Я бы хотела жить с вами в маленьком городе..." ? Или это верлибр, но не белый?

Формально белый стих отличается от свободного (верлибра) наличием размера - допустим, ямба того же, но без рифмы. Так что цветаевское "Я бы хотела жить с вами в маленьком городе..." формально не белый стих, а свободный (хотя, ЕМНИП, называется "Белый стих"?  :think: Лень проверять.  :)).

Но вообще я бы к этим рассуждениям Быкова относился с осторожностью. Стихи он умеет хорошие писать, ага, а вот теоретизирует о них часто на уровне "я так считаю", а выдаёт своё мнение аж прямо за науку. Книгу "Пастернак" я не читал, но читал быковскую биографию Окуджавы, так что со способом рассуждений автора знаком.  :)
The show must go on.

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #102 : 01 Апрель 2019, 14:59:46 »
Свобода писать, не сообразуясь с правилами, обеспечила и ритмическое разнообразие «Сестры»: это свобода певческая, таких размеров в русской литературе сроду не бывало.
О, не вовремя ночь кадит маневрами
Паровозов: в дождь каждый лист
Рвется в степь, как те.
Окна сцены мне делают. Бесцельно ведь!
Рвется с петель дверь, целовав
Лед ее локтей.
(«Конец»)
Здесь Пастернака выручил опыт музыканта — вместо обычного «квадрата» строфы он прибегает к самым прихотливым построениям, не теряя при этом ни музыкальности, ни ритма. Та же свобода в лексике — «Я и непечатным словом не побрезговал бы»; с возлюбленными в русской поэзии так еще не разговаривали. Конечно, все это — уже после Маяковского с его нарочитой грубостью, но та грубость была именно нарочита,— Пастернак же умудрился заговорить на языке повседневности, и контраст с экзальтацией чувств, с импрессионистской живописью пейзажей тут срабатывает в полной мере. Надо умудриться — одно из тончайших стихотворений цикла назвать «Имелось» и начать по-конторски перечислять: «Засим, имелся сеновал и пахнул винной пробкой»… «Сентябрь составлял статью в извозчичьем хозяйстве…» Эта же лексическая простота и чуть не жаргонность сочеталась — и контрастировала — с рифмами столь сложными, каких ни один футурист еще не выдумывал:
Думал — Трои б век ей,
Горьких губ изгиб целуя:
Были дивны веки,
Царственные, гипсовые.
Милый, мертвый фартук
И висок пульсирующий.
Спи, царица Спарты,
Рано еще, сыро еще.
Всего и понадобилось — в великое время влюбиться в замечательную девушку; рекомендуем этот образ действий всем, кто задумает повторить чудо «Сестры» и за год превратиться в ведущего русского лирика.

Быков
Пастернак

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 43831
Re: Жизнеописания
« Ответ #103 : 01 Апрель 2019, 15:01:00 »
Ой как вот это хорошо

Засим, имелся сеновал и пахнул винной пробкой

Мне и канцеляризмы нравятся!