
Самое трогательное, что перед написанием этого романа Герман Гессе (прямо как Гарри Геллер aka Степной волк) начал учиться танцевать фокстрот. Конечно, не ради будущего романа - наверное, наоборот, это роман потом родился отчасти из открытий, сделанных благодаря фокстроту.
Он совсем пропадал от депресняка в своей плохо отапливаемой Casa Camuzzi в итальянской части Швейцарии, брак его только что распался, нервы ни к чёрту, и вообще всё плохо. И друзья вытащили его в Цюрих, он там жил некоторое время. А там полно танцзалов, и фокстрот только что завезли в Европу, самая-самая мода на него.
И вот сознание Гессе говорит "всё плохо, мы все умрём, и как бы мне спрятаться в угол, затихнуть и умереть". А спинной мозг реагирует на новый ритм и приказывает телу двигаться. И Гессе купил граммофон и научился танцевать фокстрот.
И вот из этого родился не только "Степной волк", но и "Игра в бисер" отчасти...
Потому что и одним "фокстротом" жизнь не наполнишь, и в "бисер" заиграться можно.
Это такие типа символы, с одной стороны, жизни телесной - танец, движение, обнять женщину, смотреть ей в глаза, фокстрот вообще танец-то парный
а с другой стороны - жизни созерцательной, как они там жили у себя в Касталии, играя со смыслами и содержаниями человеческой культуры.
И одно без другого невозможно
И хиппи с их расширением сознания что-то такое нашли в этом романе. Открыли его для себя через сорок-пятьдесят лет после его написания. Государство постаралось испортить репутацию хиппи, просто испугавшись. Молодёжь в тот момент почувствовала себя силой... потому что после войны рожают больше детей, и в начале семидесятых они увидели, что их много. Что им хорошо друг с другом. Что самые лучшие вещи не зависят от тех, кто наверху - музыка, любовь, духовные практики.
Конечно, истеблишмент почувствовал, что вот-вот сорвутся с поводка. И прихлопнул это дело, портя репутацию "детей цветов" (наркоманы... сексуально распущенные...) и насаждая потребительство. Слушайся "старших" - будешь идти вверх, зарабатывать всё больше и всё больше покупать, см. Бодрийяра.
Но ведь было. Какое-то совсем другое счастье было так возможно. "Doors" об очищении дверей восприятия, и Гессе о том же))