Автор Тема: В пространстве Теннесси Уильямса  (Прочитано 1609 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оле Лукойе

  • Гость
Теннесси Уильямс - это драматург, которого я читала и обязательно буду читать.
Знакомство с его творчеством началось с книги "Желание и чернокожий массажист", где были опубликованы не самые известные его пьесы и рассказы. Из рассказов почему-то, а может быть именно потому, что он обыденно-бытовой, запомнился "Поздравляю с десятым августа!". В нем так хорошо передаются оттенки отношений между подругами, когда ощущаешь усталость об общения, настолько, что желаешь разорвать эту связь, и все равно под давлением привычки звонишь этому человеку, чтобы поздравить с днем рождения. Хочешь, чтобы тебе больше не звонили, а когда долго не звонят, начинаешь скучать. Знакомое чувство.
И, конечно, его восхитительные пьесы. Первая же в этом сборнике "И вдруг минувшим летом" произвела на меня впечатление. Я еще тогда ничего не знала об авторе, и мне сейчас сложно объяснить, что подвигло меня взять его сборник в библиотеке. В этой пьесе присутствует наболевшая тема, находящая отражение во многих его пьесах и пронзающая до глубины души. Психическое расстройство сестры, которую лечили лоботомией и, естественно, не вылечили, а потом стало понятно, что это совсем не тот метод лечения. Только назад ничего не вернуть. Как это страшно. Эту семейную трагедию Уильямс так и не смог пережить. Меня одно только это слово "лоботомия" повергает в ужас. А скольких людей загубили этим методом. Как тут не вспомнить Макмерфи, но в случае с Уильямсом это травмирующая реальность, переносимая в пьесы с болью и отчаянием.
Необычна пьеса "Камино Реаль", где фигурируют Дон Кихот, Казанова, Лорд Байрон, Эсмеральда. Мне кажется, как такового сюжета там нет, и я тогда не поняла ее должным образом, хотя в полной мере оценила ее неординарность.

Увидела в интернете неплохую статью о драматурге, а также к прошедшему юбилею, решила открыть тему именно в "Вечных спутниках", поскольку Теннесси Уильямса без сомнения причисляю к классикам. Его пьесы будоражат и будут будоражить воображение и душевные струны читателей и заядлых театралов.


«Трамвай» в вечность: почему Теннесси Уильямс актуален до сих пор

110 лет назад родился самый неамериканский драматург США

«Ужасное дитя» и аутсайдер, бросивший вызов нормам общества, наиболее коммерчески успешный драматург Америки. Художник с тягой к саморазрушению, обвиняемый в патологичности и порнографичности, но при этом сурово отстаивающий гуманистические идеалы. Вся жизнь Теннесси Уильямса, 110 лет со дня рождения которого мы отмечаем 26 марта, соткана из парадоксов. Это самый неамериканский американец-драматург, и недаром Уильямс оказался «своим» в европейской культуре и так лег на российскую почву, что стал уже частью нашей души.

https://iz.ru/1142726/evgenii-avramenko/tramvai-v-vechnost-pochemu-tennessi-uiliams-aktualen-do-sikh-por
   

Оле Лукойе

  • Гость
Re: В пространстве Теннесси Уильямса
« Ответ #1 : 01 Апрель 2021, 22:52:35 »
Раз уж открыла тему, то размещу и здесь.

Прочитала парочку рассказов Теннесси Уильямса, напечатанные в февральском номере журнала "ИЛ".

"Темная комната" - рассказ о том, как многодетную неблагополучную семью навещает социальный работник. Рассказ представляет собой диалог, скорее даже допрос матери семейства. Не представляет сложности предсказать как будут развиваться действия после этого неутешительного диалога, т.е. за пределами рассказанного. Ситуация в семье нездоровая, но и предложения работника не несут никакой надежды. Печально.

"Десятиминутная остановка". Люк в поиске работы приезжает в Чикаго из Мемфиса. Однако надежда на трудоустройство не оправдывается, и он вынужден уехать обратно. Автобус по дороге в Мемфис делает  десятиминутную остановку в студенческом городке, а Люк за это время переосмысливает жизнь.   

Цитировать (выделенное)
"А самое странное, что и я здесь", - подумал Люк. Как-то оказался участником всего этого. Совершенно случайно. Этих всеобъемлющих радужных переливов. Комок пены в бегущих волнах. Я - здесь. Почему-то это совершенно невероятно. Сижу на низкой ограде посреди ночи. В незнакомом городе. Смотрю на цветную афишу. Думаю о поэтах Реставрации, о вселенной и людской несправедливости. Ни с того ни с сего. Слушаю, как стрекочет сверчок в мокрой траве. Разве не поразительно! Десять минут в незнакомом городе - это мой дом, а для тебя - просто десятиминутная остановка. "Теперь я понимаю", подумал Люк. Мне тут не место. Я не вхожу в труппу. Поэтому могу сидеть здесь и наблюдать за представлением. Да, я и правда в нем не участвую. Меня нет среди действующих лиц. Недостаточно темный или недостаточно светлый. Недостаточно - как там оно называется? Центробежной силы? Удельного веса? Ну все, хватит...
На этом его мысли снова выдохнулись, и он слышал только сверчка в мокрой траве.
Стре-ко-чи свер-чок пока стре-ко-чет-ся.
Звучало, как нарочито дурацкий комментарий к существованию. люк улыбнулся. На самом деле сидеть тут было приятно. Прохладный ночной воздух. Свежий запах травы после дождя. Голоса незнакомцев и отзвуки музыки из светящегося кафе. Весьма приятно. Но какое отношение это имеет к нему? Никакого. Эти десять минут не были связаны ни с тем, что происходило до, ни с тем, что может произойти после. Потому, наверное, он и наслаждался этим коротким промежутком. Как будто ненадолго выдернут из обыкновенного течения жизни и наблюдает за собой со стороны или с высоты со спокойной отрешенностью. Что-то вроде катарсиса, как будто сильно напился. Может, он и правда напился? Люк улыбнулся. Может, и напился. Но не как обычно. Чувства обострились, вместо того чтобы по обыкновению расплыться.
Он улыбнулся и бодро повернулся лицом к улице. Почувствовал себя особенно живым, готовым на решительный поступок.