Итак - дочитал, наконец, Байетт, ее "Детскую книгу". Эта, на мой взгляд, довольно странная книга, которую я постоянно невольно сравнивал с другой книгой автора - с "Обладать".
По объему они примерно одинаковы и "Детская" так же сложно читается, хотя по структуре она гораздо более похожа на привычную классическую литературу и сюжет ее тоже более понятный и более легко "идет". По крайней мере - мне не становилось моментами откровенно скучно, как это происходило с "Обладать". Пусть и там и там сюжеты начинают всерьез затягивать только где-то с середины книги, но все же - в "Детской книге" нет того налета искусственности и откровенной игры в стилизацию под эпоху. И даже тот факт, что в обеих книгах прослеживается сходная линия представления образцов творчества выдуманных героев не сильно добавляет сходства. В "Обладать" это в целом довольно искусственные вставки, а в "Детской книге" все это реально живет в сюжете, движет его и его героев. Профессия главной героини - сочинять детские сказки, которые успешно продаются в литературные журналы. Но, собственно текста сказок там почти нет, есть отрывки идей, какие-то куски эпизодов, фантазирование, как должны выглядеть на иллюстрациях герои текста... - это все хорошо ложится в сам сюжет. Отсюда рождаются очень яркие описания творческого процесса самых разнообразных героев романа - писателя, драматурга, кукольника, мастера - керамиста, будущего банкира, студентов и студенток и жизнь всех, кто рядом с ними - матери, дочери, сыновья, супруги, братья и сестры, любовники и любовницы, просто друзья семьи. Про творчество да - там сказано очень много и очень, на мой взгляд, талантливо и с большой выдумкой, знанием фактов о профессиях и особенностях психологии творческого народа. А еще о семейных и любовных отношениях - как любят, сходятся, расходятся, терпят и играют на струнках душ. Порой весьма и весьма подло играют, а порой довольно добродушно, порой легкомысленно, моментами - с юмором, а моментами все это переходит в самую настоящую плакучую дамскую прозу. Но целом "дамское" очень мало заметно, преобладает весьма беспощадный взгляд на вещи. Хотя прямой ненависти, или резкого презрения практически и нет. Вот муж направо и налево изменяет главной героине, порождая целый выводок внебрачных детей. Параллельно он пишет лично для него очень увлекательные статьи о правах женщин, банковской сфере и прочих интересных вещах. Зарабатывает он на этом немного, но ведь главное - удовольствие и чувство с пользой проведенного времени - ведь верно? А деньги на их воспитание берет у жены, при этом она прекрасно знает - куда идут эти деньги. И в большинстве случае прекрасно знает и самих детей и их матерей. Собственно, и самих этих детей она же и воспитывает. Но все это описывается без злости, только с мелькающим очень редко легким сарказмом. А вот и менее добродушный вариант этой ситуации - автор откровенных романов о сексуальном развитии женщин читает супер популярные лекции на эту тему, а попутно соблазняет некоторых из слушательниц, тех, кто подобродушнее и посимпатичнее. По описанию кажется, что это практически один тип мужчин, но они очень разные. Первый действительно любит всех своих разнообразных детей и даже детей своей жены (так как и она не святая в этом смысле) и старается им помогать в меру сил и разумения, очень тяжело переживает их гибель. А второй просто откровенно использует женщин. При этом человек он определенно умный и талантливый. Немного неестественно выглядит случай, когда он "обжегся" - овладел юной девственницей в закрытом кабинете ресторанчика. Что-то мне не верится, что он не знал, на кого нацеливается. И очень много жизненных трагедий самого разного вида. Сильная книга - нет спора.
Очень много мелькает исторических персонажей и среди них в том числе русские революционеры, например Степняк-Кравчинский. Есть и анархисты, и социалисты, и консерваторы, и феминистки. Мелькаю Уэллс, Бернард Шоу, стремительно состарившийся после тюрьмы Оскар Уайльд ... О феминистках, между прочим, написано очень подробно. Недавно читал роман - семейную сагу, тот самый в котором героиня штурмует горы на ноге-протезе. Там тоже это занимает много места - вероятно, в Англии эта тема в последние годы волнует многих. Главная героиня-писательница тут тоже феминистка, хотя и не из крайних. Феминистками стали и ее дочери и их подруги. Много в книге об их стремлении к образованию, как они пробиваются в еще недавно совершенно закрытые для женщин колледжи, про различные формы дискпиминации... как спорят и обсуждают самые разнообразные острые темы. О массовых митингах - совершенно ранее не подозревал, что все это происходило так остро и было очень интересно читать про это. Но, это совсем не скатывается в политический трактат, это реальная литература. По форме изложения несколько напоминает "Сагу о Форсайтах". Собственно, можно даже сказать, что "Сага", это наполовину выхолощенная Байетт. )
Теперь о том, что не понравилось - при достаточно обильном описании разнообразных сексуальных сцен и связей, все это сопровождается на удивление небольшим количество эмоций, не говоря уж о любви. Сходятся-расходятся, изменяют, мучаются не по хоть сколько то серьезной симпатии / антипатии, а просто потому что захотелось, стало приятно, любопытно, невтерпеж попробовать, из досады на кого-то другого - что не обращает внимания, или наоборот уж слишком пристает со своими чувствами. А еще очень много внимания нетрадиционным видам симпатий - гомосексуальной, лесбийской, педофилии ... Причем - чем ярче по характеру персонаж, тем больше это проявляется. Допустим, у молодого юноши это описывается скорее, как вид эстетического наслаждения красотой объекта. А гениальный керамик отметился не только гениальными творениями и поразителным по склочности характером, но и сексуальным использованием собственных дочерей. Правда, подано все это не в лоб, а больше намеками, но достаточно прозрачными. Не то, чтобы такого не бывает, но на условный квадратный метр романа уж очень много получается, очень уж густо положено масло. На этом фоне теряются варианты так сказать "привычной любви", хотя их герои весьма симпатичны и играют не такую уж и маленькую роль в сюжете. Но, в общем, их щедро забивают другие, более нестандартные, чувства.
А все же еще раз о хорошем - книга талантлива, откровенна и интересна. Пусть роман заканчивается в духе скорее "дамских книг", где несколько пар обретают счастье (пусть это счастье о омрачено тем, что любимые вернулись с войны без ног, или предельно истощенными) - при всем при этом получилась на удивление суровая книга с совершенно жуткими и подробными описаниями войны. В эти описаниях нет даже и намека на грубый юмор, который любят вставлять в такие описания авторы- мужчины. Все предельно откровенно о чудовищном кошмаре, который заглотил и не выплюнул большую половину мужских персонажей романа. И все это в конце сопровождается удивительно сильными стихами, которые автор приписывает одному из героев. Стихами не о доблести, наградах и дамских платочках, а о том, как называли свои окопы, сидевшие в них люди. Очень сильно и поразительно актуально.