Автор Тема: Джойс Кэрол Оутс  (Прочитано 1678 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Джойс Кэрол Оутс
« : 16 Июнь 2017, 20:28:22 »
Оказывается, сегодня день рождения присательницы, которую очень люблю (!) - Джойс Кэрол Оутс, она родилась 16 июня 1938 года.

Джойс Кэрол Оутс



Американская писательница

Американская писательница, прозаик, поэт, драматург, критик. Свою первую книгу выпустила в 1963 и с тех пор опубликовала более пятидесяти романов, большое количество рассказов, стихов и документальной прозы. За роман «Их жизни» получила Национальную Книжную Премию, а романы «Чёрная вода», What I Lived For и «Блондинка» были номинированы на Пулитцеровскую. Заслужив репутацию плодовитого автора, она была одним из ведущих американских романистов с 60-х годов. Также писала под псевдонимами Розамунд Смит и Лорен Келли. Википедия
Родилась16 июня 1938 г. (79 лет), Локпорт

http://amhersttimes.com/wp-content/uploads/2015/09/JOYCE-CAROL-OATES.jpg
Джойс Кэрол Оутс



Просто от себя - в 13 лет прочла ее "Сад радостей земных", понравился он мне необычайно, как оказалось, не только тогда - раз в 10 лет перечитываю с удовольствием.
Ну и другие ее книги нравились всегда, по мере их выхода.

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 55808
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #1 : 16 Июнь 2017, 20:37:59 »
"Сад радостей земных" помню, читал :).
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #2 : 16 Июнь 2017, 20:57:08 »
«В мироздании нет ничего случайного — таков один из моих Законов Физики, — ничего, кроме самого мироздания.»

Джойс Кэрол Оутс
   
   
«Я никогда не менялась, я просто все более становилась собой.»

Джойс Кэрол Оутс

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 41591
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #3 : 16 Июнь 2017, 20:57:26 »
Я чуть позже, но тоже люблю ее "Сад радостей земных".
Кстати, пробовала читать другое- и не понравилось, обычные женские романы.

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #4 : 16 Июнь 2017, 21:00:45 »
Кстати, пробовала читать другое- и не понравилось, обычные женские романы.

Я читала еще ее 2-3 книги и рассказы - так не показалось. Но, вероятно, среди 50  ее книг можно найти и обычные женские романы. :)

Оффлайн Корица

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 41591
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #5 : 17 Июнь 2017, 00:25:54 »
Черная вода еще сильная вещь- девушка с сенатором переворачиваются в машине и она погибает.
А так еще какие-то готические ужасы у нее есть.

Оффлайн Юлия Белова

  • Капитан 2-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 1722
  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
    • Пикник на обочине
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #6 : 17 Июнь 2017, 10:01:32 »
Черная вода еще сильная вещь- девушка с сенатором переворачиваются в машине и она погибает.
Вещь ужасная. Потому что она о реальных людях, вот только с правдой там дефицит. Не случайно автор сменила имена, чтобы избежать иска о клевете.

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #7 : 17 Июнь 2017, 11:05:46 »
Ну вот, я правильно предположила, мы говорили о разных ее книгах. :)
Мне не попадались ни ее готические романы, ни "Черная вода", т.е. попадались в магазинах, но я каким-то счастливым образом не захотела их купить.


Второй ее роман (написан в 70-е) и изданный у нас в 82 году (я тогда прочла в первый раз) - с этаким интригующе-лихим названием (поклонники маркиза де Сада могут не беспокоиться) - "Делай со мной, что захочешь" - ничем не хуже "Сада радостей земных", а может быть, в чем-то даже лучше. Сюжет пересказывать не стану - он не главное, это же, в самом деле, не любовный, не авантюрный роман, а вполне серьезная книга, стиль можно назвать экзистенциальным, прекрасный язык, интересные главные герои. Перечитала книгу лет 15 назад - все то же - стиль, настроения, тона-полутона - я бы сказала даже - завораживающие.

Смело рекомендую к прочтению. :)

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #8 : 17 Июнь 2017, 14:50:48 »
Забыла добавить (должен быть важен и сюжет) :

и конец там хороший!  :)

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #9 : 29 Июль 2017, 20:21:13 »
Наткнулась на публикацию о Джойс Керол Оутс,
автор - Николай Пальцев, это предисловие к книге ее рассказов.
Думаю, рецензия написана в первой половине 80-х, с соблюдением всех канонов соц-реалистического подхода к западной литературе,
но написано хорошо.


«Кассандрой, заслушавшейся собственного оракула» назвал Оутс в 1971 году и маститый литературовед Альфред Кейзин. Однако, памятуя о том, что за плечами писательницы было к этому времени еще четыре романа, каждый из которых мог бы сделать честь любому прозаику: известный и советскому читателю «Сад радостей земных» (1967), «Шикарные люди» (1968), удостоенные Национальной книжной премии «Их жизни» (1969) и «Страна чудес» (1971), — несколькими строками ниже он заметил: «Ощущение, которое точно выражает сегодняшнее творчество Оутс, — это ощущение, что американская жизнь хватает нас за горло».

Трудно отыскать более емкую формулу, в какую мог бы отлиться не только своеобразный «эффект Оутс» — характер особого, почти гипнотического воздействия ее прозы на читателя, но и неповторимо специфический тонус духовно-эмоционального самочувствия многочисленных действующих лиц ее романов, новелл, драм. Ведь едва ли не каждый из них, сознает он это или нет, живет под знаком надвигающейся — или уже свершившейся — катастрофы. Неизбежность этой катастрофы, точнее, неизбежная катастрофичность обыденного, привычного, повседневного течения американской жизни, воссоздаваемой писательницей в зримых, подчеркнуто бытовых, узнаваемых ее приметах, — вот что придает оттенок трагической исключительности попадающим в фокус художнического видения Оутс моментам бытия ее персонажей. Недаром один из рецензентов очередного сборника ее новелл, слегка сгущая тона, писал, что «бесконечные дорогие автомобили, тюбики губной помады и нервно сжимаемые в руках кошельки становятся в рассказах Оутс кафкианскими эмблемами ужаса».

<>

Преемница мощной реалистической традиции «красных тридцатых», Оутс в своих отмеченных эпической масштабностью семейных сагах о пасынках «Великой Депрессии» Уолполах («Сад радостей земных») и Уэндалах («Их жизни») сумела ярко воплотить собственное, глубоко оригинальное видение традиционно «драйзеровской» и «стейнбековской» тем, показав трагичность судеб тысяч простых американцев, отчаянно и тщетно стремящихся причаститься «Американской Мечте». По-своему, учась у многих, но не повторяя предшественников, пишет она о слепоте отчужденной от человечности американской Фемиды, бестрепетно освящающей творимое сильными над слабыми беззаконие-в-законе (в едва ли не лучшем, на сегодняшний день, из своих романов «Делай со мной что захочешь», 1973, не так давно ставшем достоянием и советской читательской аудитории), и о глубоко интимных, но оттого не менее реальных драмах обманутых чувств и фарсах мнимых благополучий (в новеллах, составивших сборники «Колесо любви», 1970, и «Браки и неверности», 1972). Гневно, с нескрываемым сарказмом рисует она вульгарную ярмарку талантов и честолюбий, раскинувшуюся в академических кущах и уютных корпусах американских университетов (в рассказах сборника «Голодные призраки», 1974, и романе «Несвятая любовь», 1979), и тупики выливающегося в исступленный терроризм анархического бунта — горького удела «отчужденных» отпрысков имущественной аристократии Нью-Йорка и Вашингтона, погрязшей в глубочайшем забвении элементарных этических норм (в ранней книге «Шикарные люди» и созданном под очевидным впечатлением «уотергейтского дела» романе «Ангел света», 1981). Но какой бы из сторон американской действительности она ни касалась, в центр повествования всегда выдвигается старая, восходящая еще к Гамлету, принцу Датскому, дилемма — дилемма жизни в «век, вывихнувший сустав». Закрывая любую из книг писательницы, остаешься с ощущением фатальной обреченности миропорядка, зиждущегося на неправедных и антигуманных основах и всем своим существованием генерирующего Зло — Зло, успевшее с ходом десятилетий стать столь могущественным, столь всепроникающим, что ныне сделалось анонимным. Поэтому участью современных Гамлетов и Электр, время от времени вызываемых к жизни «кассандровским» воображением Оутс, становится единоборство даже не с ветряными мельницами — с бестелесными призраками энтропии.

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2765
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #10 : 27 Март 2018, 23:57:59 »
В журнале "Иностранная литература" попалась любопытная статья Оутс "Самые плохие критики", которую она посвятила своим коллегам, их самокритике, с конкретными примерами.
"Ф.С. Фицджеральд утверждал, что его "Ночь нежна" не только великолепный роман, но и образец экспериментальной прозы в большей степени, чем "Улисс" Джойса. Уильям Фолкнер самообольщался, полагая,что его "Притча" - великое достижение, в то время как это самый безжизненный, надуманный роман, при сопоставлении с которым все другие его романы сверкают, как алмазы в груде шлака. Кстати, Фолкнер любил говорить о себе как о "несостоявшемся поэте".
У Джойса сложилось впечатление, что, вопреки устоявшемуся мнению, роман "Поминки по Финнегану", над которым он работал семнадцать лет, - "простой" роман. "Если вам не понятен какой-нибудь отрывок, единственное, что надо сделать, - это прочесть его вслух". Впоследствии, когда его уверенность пошатнулась, Джойс признал: "Возможно, это и впрямь безумие. Через сто лет будет ясно". Он и не собирался опровергать мнение своего брата Станислава: "Роман невыразимо скучен. Это бессмысленное метание литературы перед ее полным угасанием. Я не прочел бы и абзаца, если бы не знал тебя".
Не было автора более неуверенного в себе, чем Вирджиния Вулф, потому, вероятно, что она была безраздельно поглощена думами о своей работе, постоянно занималась самоанализом. В ноябре 1936 года, работая над корректурой романа "Годы", самого трудного из ей написанного, она записала в дневнике: "В отчаянии прочла первую часть, в холодном безысходном отчаянии. К счастью, книга написана так скверно, что о публикации не может быть и речи. Отнесу корректуру, как дохлую кошку, Л. и попрошу его сжечь роман не читая".
Но Леонард Вулф заявил, что книга ему понравилась, что он считает ее "чрезвычайно удачной". Леонард Вулф лукавил, но, как бы то ни было, Вирджиния об этом не догадывалась. Она отметила в дневнике, что, видимо, преувеличивала: роман, оказывается, не так уж плох. Но через несколько дней появилась новая запись: роман действительно слабый. "Отныне толстых книг не пишу". Немного времени спустя: "Пожалуй, не стоит огорчаться из-за романа "Годы". Кажется, в конце концов он удался. Во всяком случае, это нечто настоящее, заставляющее думать. Я только что закончила работу над ним и испытываю душевный подъем". Позже она признавала, что роман, может быть, и слабый, но больше она к нему не вернется. Первые рецензии, однако, были восторженными. Вулф провозгласили "первоклассной романисткой и выдающимся поэтом-лириком". Роман "Годы" почти единодушно признали шедевром. Днем позже Вирджиния записала в своем дневнике: "Как разобраться в самой себе? Сегодня воспряла духом, радость в душе переливается через край, и все оттого, что накануне я была подавлена, получив пощечину от Эдварда Мура в "Лиснер" и Скотта Джеймса в "Лайф энд Леттерз" в пятницу. Оба устроили мне хорошую взбучку. Эдвард Мур пишет, что в романе "Годы" нет жизни и что он не оправдал ожиданий. Примерно то же пишет в своей рецензии и Джеймс. Свет померк для меня, как тростинка надломленная, склонилась я до земли. "В нем нет жизни, он не оправдал ожиданий" - стало быть, они разоблачили мой обман. Моя книга - именно то, что я о ней думала, - отвратительный рисовый пудинг. Это полный провал. "Нет жизни"... Я проснулась от душевной боли в четыре утра, страдала ужасно. Но боль прошла: появилась благожелательная рецензия - четыре строчки в "Эмпайр ревью". Лучшая из моих книг. Значит, рецензия мне помогла? Не думаю, не в ней дело. Но радость, радость была настоящая. Случается, вдруг соберешься с духом, почувствуешь веселье, задор - одной похвалы для этого мало?".
Невероятно, но роман "Годы" возглавлял список бестселлеров в США в течение четырех месяцев, а сейчас он считается одним из самых неудачных экспериментов Вулф, на редкость скучным, клонящим ко сну. В нем и впрямь "нет жизни", не в пример ее подлинным шедеврам - "К маяку", "Миссис Дэллоуэй", "Волны", исполненных нежным живым светом, как картины Моне.

"Писателю никуда не уйти от того факта, что предпосылкой его писательского существования являются иллюзии, в частности, иллюзия "самопознания". Без иллюзий не обойтись никому из нас. "Жизненно необходимая ложь" - называл их Ибсен, но Ибсен жесток. Почему бы не ввести более благозвучный термин - "жизненно необходимый идеал"? Можно жить с идеалами, но жить с ложью все же не очень приятно.
Тем не менее нам, писателям, следует придерживаться этого принципа, если мы хотим выжить, - с иллюзиями или без них. Даже когда все свидетельствует о обратном, мы неуклонно совершенствуемся. Над чем бы мы сейчас ни работали, это лучшее, что мы когда-либо написали, а следующая книга будет еще лучше. В этом смысле все писатели по самой сути своей - американцы: для нас не развиваться - значит, катиться в бездну. Может быть, мы и правы."             

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 55808
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #11 : 28 Март 2018, 00:08:59 »
Очень интересно, Оля, спасибо!
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #12 : 28 Март 2018, 22:55:20 »
Ой, вот спасибо - прочту не торопясь, вдумчиво, спасибо, Оля! :rose:

Оффлайн Оле Лукойе

  • Капитан 1-го ранга
  • ***
  • Сообщений: 2765
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #13 : 28 Март 2018, 22:56:54 »
Не за что. На самом деле интересное эссе!

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #14 : 10 Сентябрь 2018, 23:13:07 »
Продолжая раскопки на полках, обнаружила еще одну не читанную книгу, Джойс Кэрол Оутс, "Коллекционер сердец".
Пока сказать нечего, пробежала глазами 2 страницы - "несомненная" Оутс, начну завтра читать, наверное.

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #15 : 12 Сентябрь 2018, 23:31:58 »
Оказалось, это сборник рассказов. Более того - "готических". Про современную готику я совсем ничeго не знала, подковалась в википедии (там таблица ужасно смешная :laugh27:).

Прочла 2 рассказа, нет там никакой этой самой готики.

Первый - "Синий, как небо, мяч" понравился очень.


Второй называется "Мама-смерть" - а это уже очередной перепев одного из главных Оутских мотивов -  почти везде она этими, одна другой страшнее, мамашами то ли убивает свою мать - отрывется от нее и никак не оторвется, то ли убивает свою мать в себе...Может быть, ей очень не повезло с родтелями, но скорее всего это ее бунтарство. А рассказ очень хороший.

– Christus, der ist mein Leben, Sterben ist mein Gewinn… dem tu ich mich ergeben… – Христос– это все мое существо. Смерть– вот вся моя корысть. К Нему душа моя летит…
Дженетт пела, как никогда не пела прежде, трепещущим от волнения голосом, не сводя преданных глаз с молодого хормейстера. В ее сопрано слышалась мольба на грани отчаяния, особенно когда она выводила…mit Freud ich fahr dahin» -…и радостно в полете ей – строку из изысканной кантаты Баха. Казалось, музыка пульсирует по ее жилам вместо крови, наполняя почти невыносимой тоской.

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #16 : 14 Сентябрь 2018, 22:12:48 »
Рассказ "Склеп". Мать вызывает дочь - пропал отец. Родители живут уже много лет одни в слишком большом для них доме, дом ветшает, они стареют. Отец перенес инсульт, и стал совсем другим - то впадает в детскую шаловливость, то уходит в себя, прикрывшись газетой, которую прочесть толком уже не дают глаза, а то обидится на мать и спрячется, да так, что она часами не может его найти. А на этот раз она не может найти его больше 36 часов и зовет дочь приехать на помощь. И еще мать надеется, что это просто такой план отца - он так задумал, он знал, что мать вызовет ее, он соскучился - мать очень хочет в это верить. И дочь приезжает, а, судя по всему, она появляется в родительском доме крайне не часто.

Ты поднимаешься по ступенькам, а мама уже распахивает двери, и вы обнимаетесь. Ты стараешься скрыть удивление, почувствовав, какая страсть и голод таятся в объятиях матери. Он прячется! От меня! Это одна из его жестоких дурацких шуток! О, дорогая! Но главное – чтобы никто не узнал!
Ты стараешься скрыть смущение и растерянность, ибо впервые в жизни поменялась с матерью ролями: теперь она стала маленькой, твоей дочерью, дрожит и нуждается в утешении. А ты стоишь, высокая, сильная, плотная и уверенная в себе, и это ты теперь мать, женщина, которая все исправит, все расставит по своим местам.


На щеках матери горел лихорадочный румянец, она то и дело нервно облизывала и без того влажные губы, говорила быстро, напористо, в голосе звенела обида. Она хватала тебя за рукав, вываливая тебе на голову все новые факты, и выглядела при этом почти молоденькой девушкой. На ней был стеганый халат в цветочек, застегнутый до самой шеи, но не на все пуговицы, что придавало ей вид заброшенной надоевшей куклы; тонкие сероватого оттенка волосы, обычно тщательно уложенные, были примяты с одной стороны, и еще в них было заметно много новых седых прядей, которых ты не видела прежде. Лет ей было не так уж и много, но она выглядела сейчас почти старухой – от вида этой мягкой обрюзгшей плоти, морщин, залегших скобками в уголках губ, начинало щемить сердце. Ты вспоминаешь, как много лет назад мать с жалостью говорила о какой-то родственнице постарше, что та находится в возрасте, когда он уже виден, этот самый возраст

Ты стоишь и смотришь на этот уголок отца, на его кресло, словно желаешь, чтобы он материализовался и снова сидел в нем – кажется, так и видишь мешки под его прищуренными умными глазами, блестящую лысину, заговорщицки подмигивающее тебе веко. Сейчас ты меня видишь, а вот сейчас – нет!

Она обыскивает весь дом, шкафы, кладовые, чердак, подвал, гараж... На этот раз отца нигде нет.

Мама уже приготовила чай из трав, зная, как ты любишь его, и, заметив выражение твоего лица, говорит быстро: Куда ты провалилась? Стоило тебе уйти и мне показалось, я слышу его. И я говорю: Ты слышала его? Папу? Где? И мать говорит: Я слышала, как он смеется, где-то совсем близко, может, на улице, вон там, за окном. Он знает, что ты здесь, это часть его плана, он хотел заманить тебя сюда.
Ты слышала папу? Как он смеется за окном, на улице?
Видя сомнение в твоих глазах, мать заявляет, что идет спать. А он… он пусть торчит во дворе хоть всю ночь и замерзнет до смерти, если ему так хочется.


И наконец находит, в развалах обвалившейся стены вокруг дома.

Здесь обвалившаяся стена образовала нечто вроде туннеля, естественного убежища, берлоги какого-то зверя. Чтобы пролезть туда, взрослому человеку понадобится немало усилий: он должен ползти, проталкиваться, протискиваться, извиваться, как змея. Но пролезть все же можно. Если тебя подстегивает страсть или отчаяние.
Папа, робко шепчешь ты. Папа? Папочка?…
И вдруг теряешь над собой контроль. Ты убеждена, что он здесь, ты падаешь на колени и начинаешь бешено расталкивать камни, преградившие тебе путь, до чего ж они тяжелые, эти камни! как отчаянно сопротивляются! Вмерзли в землю, крепко опутаны корнями и сорняками, скованы штукатуркой, не желают сдвигаться с места. Пальцы у тебя исцарапаны в кровь. Папа, это я! Папочка!… И вот ты наконец проникаешь в это отверстие и начинаешь слепо ощупывать все внутри, глаза у тебя дикие, и вдруг кончики пальцев натыкаются на нечто… Нет, это не камень, не безжизненная земля, ты совершенно уверена в этом. Ты становишься на четвереньки и приникаешь к этому отверстию, фонарик забыт, потерялся, остался неизвестно где. Лунный свет сюда не проникает, почти полная тьма; и, рыдая, ты протягиваешь руку и слепо нащупываешь что-то – что это? Рука, нога? – нечто обмотанное толстой колючей шерстью. И не слышишь ничего, кроме своего хриплого натужного дыхания. Папа, папочка, это я, Лори, ведь ты меня узнал, правда? И ты проталкиваешься все глубже в нору, все дальше тянешь руку, пальцы слепо растопырены и жаждут лишь одного – прикосновения, пожатия, мертвой хватки других пальцев.

Оффлайн Chukcha2005

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 55808
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #17 : 14 Сентябрь 2018, 22:19:01 »
 :(
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный (И.Бродский)

Оффлайн ProstoTak

  • Вице-адмирал
  • *****
  • Сообщений: 8951
Re: Джойс Кэрол Оутс
« Ответ #18 : 14 Сентябрь 2018, 22:23:06 »
:(

Люблю Оутс, во всех ее ипостасях.